Вашингтон — В среду, 15 января, Лев Парнас, бизнесмен советского происхождения, сыгравший центральную роль в кампании давления, призванной заставить украинские власти провести расследование в отношении политических противников президента Дональда Трампа, окончательно разорвал отношения с Белым домом, впервые публично заявив о том, что президент все знал о попытках собрать компрометирующую информацию ради продвижения его интересов.
В интервью газете The New York Times, которое он дал в тот день, когда статьи импичмента были переданы в Сенат, Парнас также выразил сожаление в связи с тем, что он долгое время доверял Трампу и Рудольфу Джулиани (Rudolph W. Giuliani), личному адвокату президента и организатору кампании давления на Украину. По словам адвоката Парнаса, его клиент готов сотрудничать с федеральной прокуратурой в ее расследовании действий Джулиани.
Парнас дал интервью в тот момент, когда члены Палаты представителей обнародовали новую порцию материалов, которые он им передал. Эти материалы, включая текстовые сообщения, фотографии и записи в календаре, доказывают, насколько глубоко Парнас и другие были вовлечены в проведение этой кампании давления и что новая информация продолжает поступать даже сейчас, когда Сенат готовится начать свое расследование уже на следующей неделе. Эти материалы также стали еще одним доказательством того, что о попытках обеспечить Трампа политическими преимуществами было широко известно среди его союзников, поскольку эти материалы показывают, что Парнас регулярно контактировал с двумя сборщиками средств Республиканской партии, информируя их о том, что он намеревался делать.
Текстовые сообщения и журналы звонков доказывают, что Парнас поддерживал контакт с Томом Хиксом (Tom Hicks), спонсором и другом семьи Трампа, и Джозефом Ахерном (Joseph Ahearn), который собирал средства для протрамповских политических групп, и что Парнас держал их в курсе происходящего в рамках кампании давления на Украину.
В своих текстовых сообщениях Парнас уведомлял Хикса и Ахерна об усилиях по распространению компрометирующей информации о противниках Трампа и Джулиани, в том числе о после Соединенных Штатов в Киеве, о бывшем вице-президенте США Джозефе Байдене (Joseph R. Biden) и об украинцах, которые обнародовали информацию о Поле Манафорте (Paul Manafort), который некоторое время занимал должность руководителя предвыборного штаба Трампа.
Эти материалы, очевидно, расширяют круг тех людей в окружении Трампа, которым было известно о ходе кампании давления на Украину в режиме реального времени. Эта кампания привела к тому, что в декабре Палата представителей объявила Трампу импичмент, а разбирательства в Сенате, которые начнутся уже на следующей неделе — как и предвыборная кампания, — уже набирают высокие обороты.
В своем интервью газете NYT Парнас заявил, что, хотя он не говорил с президентом напрямую, он несколько раз встречался с Трампом, а Джулиани говорил ему, что Трамп был в курсе происходящего. В частности, Парнас указал на несколько текстовых сообщений, обнародованных Палатой представителей на этой неделе, в которых Джулиани упоминает о попытках добиться выдачи визы одному бывшему украинскому чиновнику, который подготовил обвинения в коррупции против Байдена.
В этих сообщениях Джулиани похвастался своими успехами в вопросе этой визы: «Все получится, номер один меня поддержал». По словам Парнаса, номер один — это Трамп.
«Я готов поклясться, что Трамп знал все о том, что Руди Джулиани делал на Украине», — сказал Парнас.
Парнас, гражданин Соединенных Штатов, которого арестовали в октябре по подозрению в совершении преступления, не связанного с этим делом, выразил раскаяние в связи с тем, какую роль он сыграл в кампании давления на Украину, однако всю вину он переложил на президента и Джулиани.
«Больше всего я сожалею о том, что так сильно доверял им, — сказал он. — Я думал, что я патриот и что я помогаю президенту». Он добавил: «Я думал, что, слушаясь президента и его адвоката, я не мог сделать ничего плохого или попасть в неприятности».
Теперь, когда ему угрожает уголовное судебное разбирательство в окружном суде Южного округа Нью-Йорка, Парнас, который заявил о своей невиновности, стремится сотрудничать со следователями, которые ведут более масштабное расследование в отношении Джулиани и его деятельности на Украине.
«Мы очень хотим, чтобы нас услышали в Южном округе, — сказал адвокат Парнаса Джозеф Бонди (Joseph A. Bondy) в интервью газете NYT. — Мы очень хотим оказать весомую помощь правительству».
Все эти комментарии, прозвучавшие в среду, 15 января, представляют собой поразительный разворот на 180 градусов, совершенный человеком, который был спонсором Трампа и который прежде считал себя близким другом Джулиани, ставшим крестным отцом его сына.
В среду, 15 января, в текстовом сообщении Джулиани написал, что «грустно наблюдать за тем, как противники Трампа используют» Парнаса. Он объяснил готовность Парнаса передать документы демократам конгресса его желанием привлечь «внимание».
Джулиани назвал Парнаса «известным лжецом» и отметил, что тот подрывает доверие к себе как к потенциальному свидетелю. «Пусть он сначала все выскажет, а потом я отвечу, если будет нужно», — сказал Джулиани.
Во время интервью газете NYT, а также в интервью, которое в среду, 15 января, Парнас дал ведущей MSNBC Рейчел Мэддоу (Rachel Maddow), он сделал акцент на том, что он всегда действовал по поручению Трампа и Джулиани.
Когда во время интервью NYT его спросили, откуда он знал, что Трамп был в курсе происходящего, Парнас ответил, что в этом его убедил Джулиани.
До своей первой поездки на Украину в феврале 2019 года, по словам Парнаса, он встретился с Джулиани в частном клубе Grand Havana Room на Манхеттене и сообщил ему, что у него и его партнера Игоря Фрумана не было дипломатических полномочий для выполнения их задания. По словам Парнаса, он предложил, чтобы президент назначил их «специальными представителями», чтобы гарантировать их безопасность.
После этого, по словам Парнаса, Джулиани пошел позвонить Трампу и вернулся с новым планом: он будет представлять интересы Парнаса и Фрумана, а также президента, что позволит сохранить конфиденциальность их общей миссии благодаря принципу адвокатской тайны. Джулиани назвал этот рассказ Парнаса ложью.
Спустя несколько дней Парнас и Фруман отправились в Восточную Европу.
После возвращения оттуда Парнас начал работать с влиятельными консерваторами, чтобы распространить информацию и данные, которые он помог получить от Украины. Согласно материалам, обнародованным в среду, 15 января, он регулярно общался с Юрием Луценко, который в то время занимал должность главного обвинителя Украины, который призывал к отставке посла Соединенных Штатов в Киеве и обещал оказать помощь в сборе компрометирующих материалов на Байдена и его сына Хантера.
К концу марта, когда в протрамповских консервативных СМИ уже активно обсуждалась эта информация, Парнас написал одному из своих партнеров: «Я официально стал частью команды Трампа».
На одной из этих фотографий, которая была сделана в мае 2018 года, Парнас позирует за столиком в ресторане вместе с Фруманом, которому тоже было предъявлено обвинение в нарушении американского законодательства о финансировании выборов, а также с Хиксом и старшим сыном президента Трампа.
В мае 2018 года Парнас и Фруман сделали пожертвование на сумму в 325 тысяч долларов от имени недавно созданной энергетической компании Global Energy Producers в пользу протрамповского специального комитета политических действий America First Action, с которым Хикс и Ахерн были непосредственным образом связаны.
В феврале Хикс отправил Парнасу видео отрывка программы, показанной на консервативном телеканале One America News Network, в котором прозвучала критика в адрес некоего украинского депутата, распространившего информацию о том, что связанная с Россией украинская политическая партия платила деньги Манафорту.
«Покажи Руди», — написал Хикс.
«Будет сделано», — ответил Парнас.
Хикс, который дружит с Дональдом Трампом-младшим, позже предложил, чтобы Парнас делился «тем, что мы знаем, в нужное время» с редактором и владельцем консервативного сайта Daily Caller, которого он называл «другом»: «Я доверяю ему на 100%».
В следующем месяце, после публикации целой серии статей, содержавших критику в адрес посла США на Украине Мэри Йованович (Marie L. Yovanovitch), над которыми Парнас и Джулиани работали вместе с одним консервативным журналистом, Парнас поделился твитом на эту тему, опубликованным ведущим Fox News Шоном Хэннити (Sean Hannity).
«Ты должен ретвитнуть его», — написал Парнас.
Хикс ответил: «Возможно, мне следует держаться от этого подальше».
В тот же день Ахерн написал Парнасу текстовое сообщение с вопросом: «Что мне следует отправить Дону для твиттера?» Речь, очевидно, шла о Дональде Трампе-младшем.
В своем ответе Парнас перечислил ссылки на твиты, в которых речь шла о статьях о Йованович и том украинском чиновнике, который обнародовал документы о денежных выплатах Манафорту. «Пусть Младший ретвитнет это», — написал Парнас.
«Отправил», — ответил ему Ахерн.
Неизвестно, передал ли Ахерн эту просьбу Дональду Трампу-младшему, хотя тот действительно ретвитнул сообщение одного республиканца, критиковавшего Йованович.
А спустя несколько дней Парнас переслал Ахерну еще одну статью, содержавшую призывы снять Йованович с должности. Трамп-младший опубликовал ссылку на эту статью на своей странице, отметив, что Соединенным Штатам не нужны «эти болваны на должности послов».
Затем Парнас отправил снимок твита Трампа-младшего Ахерну.
Президент Трамп снял Йованович с должности посла США на Украине в конце апреля на фоне все чаще звучавших призывов со стороны консерваторов.
Адвокат Ахерна Питер Чавкин (Peter Chavkin) сказал: «Ничто в этих сообщениях не выходит за рамки привычного и не вызывает какого-то беспокойства».
Хикс, который был председателем America First Action, прежде чем уйти в отставку и стать сопредседателем национального комитета Республиканской партии, не ответил на нашу просьбу прокомментировать ситуацию.
Представительница America First Action отказалась выступить с комментариями. Эта организация передала документы обвинителям, которые занимаются делом о нарушении закона о финансировании избирательных кампаний, начатым в отношении Парнаса и Фрумана. В прошлом году обвинение привлекло к участию в этом деле двоих людей, которые помогали в сборе средств для America First Action.