Придя в Белый дом, президент США Дональд Трамп принял множество роковых решений, потрясших мир. Они имели далеко идущие последствия, спровоцировали разговоры о приближении третьей мировой войны и повлияли на жизнь миллионов, в том числе став причиной конфликтов в нестабильных районах Ближнего Востока.
В этой статье мы рассмотрим четыре наиболее опасных решения Трампа, которые могут изменить будущее Ближнего Востока на долгие годы.
1.Убийство Сулеймани — второй по степени влияния иранской фигуры
3 января мир взбудоражило известие об убийстве Касема Сулеймани (Qasem Souleimani), командующего силами «Аль-Кудс». Он являлся вторым в списке самых влиятельных фигур Ирана и инициатором военных вмешательств страны, особенно в Сирии и Ираке. Сулеймани, заместитель начальника иракского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандис (Abu Mahdi al-Mehandis) и их коллеги были убиты в результате воздушной атаки, инициатор которой известен. Как с гордостью объявил Трамп, американская армия провела операцию по его приказу, после чего опубликовал изображение американского флага в своем первом твите после убийства Сулеймани. По его словам, иранского командира следовало убить несколько лет назад, так как он стал причиной гибели тысяч ни в чем не повинных людей на Ближнем Востоке. Текст публикации звучит так: «Касем Сулеймани убил и серьезно ранил тысячи американцев за длительный период времени, он планировал убить еще многих, но был пойман!» Однако при всей серьезности действий Трампа он считал это шагом для завершения, а не начала войны и призывом к Ирану вести переговоры вместо противоборства. Он также угрожал ударить по другим иранским целям, если Тегеран не согласится на переговоры. Трамп сказал: «Иран никогда не выигрывал войну, но никогда не проигрывал на переговорах».
Иранцы гневно отреагировали на американское ликование, и вопреки желаниям Трампа страна не проявила готовности к переговорам. Вместо этого прозвучали угрозы отомстить за Сулеймани. Исмаил Каани (Ismail Kaani), преемник Сулеймани на посту командующего сил «Аль-Кудс», заявил: «Потерпите немного, и вы увидите трупы американцев по всему Ближнему Востоку».
Хосейн Салами (Hoseini Salami), главнокомандующий Корпуса стражей исламской революции поклялся отомстить за смерть Сулеймани и его товарищей, и в официальных заявлениях отметил: «Убийство Сулеймани было серьезной стратегической ошибкой, которая станет началом конца американского присутствия в регионе». Он пообещал, что месть затронет обширное географическое пространство, это займёт время, но будет иметь сокрушительные последствия. Дело дошло до иранского государственного телевидения, которое объявило награду в 80 миллионов долларов, собранных иранским народом для того, кто принесет им голову сумасшедшего американского президента, отдавшего приказ об убийстве генерала Сулеймани.
Переговоры или третья мировая война?
Можно выделить и религиозный аспект нынешней ситуации вокруг убийства Сулеймани. Так, в социальных сетях распространились изображения имама Хусейна ибн Али (внук пророка Мухаммеда), обнимающего Сулеймани, а также Иисуса, обнимающего Трампа в Америке.
Убийство Сулеймани стало причиной появления тега #третьямироваявойна, отмеченного в полумиллионе публикаций в Твиттере.
Что касается вопроса о последствиях решения Трампа убить Сулеймани, то для ответа на него мы обратились к Мухаммеду аль-Миншави (Muhammad al-Minshawi), египетскому политологу, работающему в Вашингтоне. Специалист в области международных отношений и американской политики ожидает, что стороны начнут переговоры: «Я полагаю, что произошедшее проложит путь для переговоров между Вашингтоном и Тегераном в ближайшем будущем. Администрация Трампа не начнет войну в год выборов, а Иран не может противостоять американской военной машине. К тому же, на него сильно влияют последствия экономических санкций».
Аль-Миншави так прокомментировал аспекты решения Трампа: «Возможно, одной из целей приказа избавиться от генерала Касема Сулеймани было положить конец власти радикальных кругов в Иране и завоевать голоса умеренных, которые хотят заключить сделку с Вашингтоном. Трамп пообещал всеобъемлющее соглашение с Ираном, и он хотел бы заключить его до выборов, запланированных на следующий ноябрь».
2. Выход из ядерного соглашения с Ираном
Приказ убить Сулеймани был не первым в череде шагов Трампа с целью противодействовать Ирану и обострить ситуацию на Ближнем Востоке. Ему предшествовало роковое решение снова смешать все карты в делах с Ираном после того, как европейским и американским странам потребовались десятилетия, чтобы привести в порядок иранское ядерное досье.
Эта история берет начало в 1957 году, когда шах Ирана Реза Пехлеви (Reza Pekhlewi) подписал соглашение с американской администрацией о сотрудничестве в создании ядерной программы страны. Все шло гладко в отношениях двух государств, пока не разразилась исламская революция, свергнувшая шаха. В 1979 году был установлен новый иранский режим, что подтолкнуло американцев к отмене соглашения и прекращению поставок в Иран обогащенного урана. В 1996 году президент США Билл Клинтон ввел эмбарго против Ирана.
После отмены упомянутого соглашения и последующих санкций США и других западных государств Иран продвинулся вперед в развитии своей ядерной программы, ставшей причиной обеспокоенности Запада. После долгих переговоров между ним и Ираном было подписано новое ядерное соглашение, сторонами в котором выступили Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Китай, Россия, а также Германия.
Соглашение было принято в 2015 году, после того как участники переговоров нашли формулу, которая удовлетворила всех, освободила Иран от экономических и других санкций в обмен на обязательство использовать ядерную программу в мирных целях. В то же время были разработаны механизмы инспекции и мониторинга, чтобы гарантировать приверженность Ирана условиям соглашения. Последние включали отказ от большей части центрифуг, 97% своих ядерных запасов и снижение уровня обогащения урана, что полностью лишало Иран возможности производства ядерных ракетных боеголовок.
Стороны приветствовали сделку, и тогдашний американский президент Барак Обама сказал: «Соглашение с Ираном остановило процесс распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке». Однако после стольких лет усилий Трамп отверг его и в мае 2018 года объявил о выходе из соглашения, хотя позднее вернулся к вопросу, потребовав новой ядерной сделки, чтобы «сделать мир безопаснее».
Решение о выходе из соглашения снова встряхнуло регион и подтолкнуло Иран отказаться от своих обязательств и создать больше центрифуг для обогащения урана. Ещt больше ситуацию усугубило недавнее убийство Сулеймани, которое заставило иранское руководство объявить о дальнейшем сокращении международных обязательств по ядерному соглашению и желании обогащать уран без каких-либо ограничений.
Аль-Миншави так ответил на вопрос о будущем ядерной программы Ирана после выхода американцев из прошлого соглашения и возможной реакции на желание Трампа договориться по поводу нового: «Я считаю, что сложные экономические условия, в которых находится Иран, могут подтолкнуть его начать переговоры. Несмотря на нынешнюю эскалацию, Тегеран надеялся, что приход к власти Трампа положит конец американской враждебности к иранцам. Другими словами, если Трамп останется на своём посту, а шансы на переизбрание являются высокими, несмотря на скандал с Россией и Украиной, это может подтолкнуть Тегеран к переговорам».
3. Отказ от курдов — лучших друзей Америки в Сирии
В Сирии действуют Сирийские демократические силы (СДС), которые контролируются курдскими Отрядами народной самообороны. Расхождение взглядов по вопросу курдских подразделений представляет собой наиболее заметную проблему между Анкарой и Вашингтоном. США считают курдские отряды главными союзниками в Сирии, начиная с американской интервенции в Сирии в 2014 году, поскольку они вместе с американскими военными сражались в войне против «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим. ред.).
Тем временем Турция не видит большой разницы между курдскими отрядами и ИГИЛ и классифицирует их как террористические организации. Анкара рассматривает СДС в качестве ответвления Рабочей партии Курдистана (РПК), которая признана террористической в Турции, Америке и Европейском союзе. Более того, турки борятся с РПК в южной части страны недалеко от сирийско-турецкой границы.
После ликвидации «Исламского государства» в Сирии курдские отряды остаются самой большой опасностью для Турции, и это поставило Трампа в критическую ситуацию, где он должен выбирать между двумя союзниками: турецким государством и курдами. Трамп предпочел частично отказаться от своего стратегического союзника в Сирии, особенно после уничтожения ИГИЛ, когда повернулся спиной к курдам, а американские войска покинули районы операции «Источник мира», начатой турками в северной Сирии в целях подготовки к созданию там зоны безопасности, свободной от курдских сил.
Турецкая операция началась 9 октября 2019 года и продолжалась, пока Турция и Соединенные Штаты не договорились о перемирии 17 октября. Цели Анкары были достигнуты путем создания безопасной зоны, свободной от курдских подразделений глубиной 30 километров и управляемой турецкой армией. Это перемирие обрадовало турок и разозлило курдов, которые чувствовали себя брошенными Америкой после многих лет военного альянса на сирийской территории.
Мечта курдов и будущее сирийских беженцев
Зона безопасности способствует возвращению сирийцев в Сирию, что выгодно Эрдогану, чья страна принимает наибольшее число сирийских беженцев в мире. Это 3,75 миллиона человек из 5,55 миллиона сирийских беженцев, находящихся в соседних странах, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Это также выгодно Трампу, которого беспокоит приток в США беженцев и других мигрантов из стран Третьего мира, в то время как курды могут потерять надежду на независимость в северной Сирии в рамках Рожавы. Разочаровавшись в американцах, они могут начать поиск новых союзников для достижения своих целей. Это может быть Россия, сирийский режим или даже западные страны, которых раздражает позиция США в отношении курдов.
«Мечта курдов разрушена», — так считает сирийский политолог, решивший не называть своего имени. В интервью нашему изданию он рассказал: «Возвращение в лоно режима — это конец курдской мечты, так как режим не может дать курдам никакой надежды на самоуправление. Хафез Асад в свое время уже утвердил так называемый "арабский пояс", так что желание курдов осуществить невозможно. Ни Иран, ни Россия не будут союзниками курдов вопреки воле и решениям сирийского режима».
Комментируя позицию Америки по курдам и их будущему в Сирии, сирийский исследователь отметил: «Во-первых, мы должны понимать, что Америка всегда отдает предпочтение своим интересам на фоне интересов ближайших союзников. Кроме того, когда лодка начинает тонуть, Вашингтон всегда отказывается от своих союзников».
Он объяснил: «С самого начала было ясно, что отношения Америки с курдами обречены на провал. Это были временные, тактические, а не стратегические отношения. Доказательством тому служит то, что Вашингтон и международное сообщество в целом придерживаются лозунга о территориальной целостности Сирии. Как следствие, американцы выступают против разделения Сирии. Что касается будущего сотрудничества американцев и курдов, то Соединенные Штаты будут и впредь оказывать им ограниченную поддержку в зоне их влияния для защиты нефтяных месторождений и предотвращения возвращения ИГИЛ в эти районы».
4. «Иерусалим — столица Израиля»: опасное решение в идеальное время
Одно из наиболее опасных решений Трампа в регионе, если не самое опасное за последние десятилетия, было объявлено 6 декабря 2017 года. В тот день американский президент заявил о признании Соединенными Штатами Иерусалима в качестве столицы Израиля, а в 2018 году он перевел посольство страны из Тель-Авива в Иерусалим. Это осчастливило Израиль и разозлило его соседей, продемонстрировало благосклонное отношение Америки к этому государству и не только усложнило перспективы достижения мира между Палестиной и Израилем, но и способствовало обострению конфликта, которое длится более семи десятилетий.
Египет переживает «золотой век» в отношениях с Израилем при нынешнем президенте Абделе Фаттахе ас-Сиси (Abdel Fattah as-Sisi), Саудовская Аравия тайно координирует свои действия с Израилем и считает Иран общим врагом, а Тегеран больше озабочен управлением межконфессиональными конфликтами на арабских территориях. Турция снизила напряженность в отношениях с Вашингтоном и сделала то же самое с Израилем, а Трамп заключил «крупные сделки» в регионе Персидского залива на сумму более 420 миллиардов долларов. Все эти факторы помогли уменьшить масштаб региональной реакции на решение признать Иерусалим столицей Израиля. Освещая ситуацию вокруг заявления Трампа и его последствия, израильские газеты писали: «Не бойтесь, арабы сейчас заняты Ираном».
Вряд ли в ближайшие годы в регионе произойдут фундаментальные изменения, которые позволят более серьезно реагировать на опасные шаги Трампа, особенно, если принять во внимание сохранение у власти нынешних лидеров крупнейших арабских стран в регионе. Ас-Сиси внес поправки в египетскую конституцию и может оставаться на посту до 2030 года, а самые серьезные его противники арестованы.
Что касается Мухаммеда бин Салмана (Muhammad bin Salman), тридцатилетнего наследного принца Саудовской Аравии, то он заявил в телевизионном интервью, что ничто, кроме смерти, не помешает ему управлять страной десятилетиями. Эрдоган, который не приостановил нормализацию отношений с Израилем после американского решения, тоже вряд ли рискнет изменить свою позицию. Кроме того, Турция согласилась внести поправки в конституцию, чтобы расширить полномочия президента. Они позволят Эрдогану править страной до 2029 года.