Rzeczpospolita (Польша): освобождение или грабеж?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор статьи, вице-премьер Польши и министр культуры Петр Глинский обвиняет Россию в удерживании «сокровищ польской национальной культуры», захваченных СССР во время войны. Так Польша реагирует на недавние слова Путина. Ей удобно быть жертвой, обвиняя других. В то же время сама она никому ничего возвращать не хочет.

После Второй мировой войны в наших архивах оказалось много документов из Германии и Восточной Европы, рассказывал 20 декабря прошлого года Владимир Путин. Эти слова, конечно, затерялись на фоне той клеветы о довоенной Польше и польской дипломатии, которая прозвучала из уст российского президента.

Я не буду комментировать интерпретацию исторических событий, которую мы услышали от Путина. Достаточно того, что о ней высказались премьер и Сейм, а США, Германия, Великобритания, Украина, Израиль и многие другие страны в один голос ее осудили. Я, будучи министром культуры и национального наследия Польши, в свою очередь, обязан отреагировать на высказывания российского президента на тему «оказавшихся» в России документов.

Трофейные бригады

Ни для кого не секрет, что нападение Германии и СССР на Польшу в 1939 году положило начало периоду разграбления нашей страны, который продолжался шесть лет. Оккупационная немецкая и советская администрация, а также подчинявшиеся им силы методично грабили польские музеи, библиотеки, архивы, костелы и квартиры частных граждан, присваивая произведения искусства, документы, рукописи, книги и другие ценные артефакты. Одна только Национальная библиотека в Варшаве лишилась за годы войны 80% своих фондов, в том числе 50 тысяч рукописей, 2 245 инкунабул, более 788 тысяч книг. Часть была похищена, часть умышленно сожжена. Горящая библиотека Красинских на варшавской улице Окульник, подожженная немцами в октябре 1944 года, стала символом судьбы польских библиотек во время войны.

Захваченные в Польше сокровища польской национальной культуры немцы вывозили в Рейх или собирали на складах на оккупированных территориях. Когда на разоренные польские земли в 1944 году вошла армия СССР (на этот раз он выступал в роли члена антигитлеровской коалиции), поляки тешили себя надеждой, что период не имевшего аналогов за всю историю разграбления их национального достояния подошел к концу.

К сожалению, во многих задокументированных случаях то, чего не удалось похитить или сжечь немцам, похитила или конфисковала Красная армия и другие структуры советского государства. В первую очередь разворовывалось польское имущество, ранее захваченное немцами, а также немецкое имущество, права на которое, по решению держав, получила Польша.

Организованными грабежами занимались специальные трофейные бригады, которые вели свою деятельность непосредственно после войны не только на территории Германии, но и на территории Польши, не делая различий между польской собственностью, присвоенной немцами, и немецкой. Говоря сейчас, что польские документы по итогам Второй мировой войны «оказались» в России, президент Путин использует классический эвфемизм. Польские архивы и культурные ценности были в Россию незаконно вывезены!

Я хочу четко подчеркнуть: то, что трофейные бригады «взяли на сохранение» и вывезли такое имущество в СССР, никоим образом не отразилось на юридическом статусе этих предметов. Россия не приобрела и никогда не приобретет прав собственности на них. Захваченные немцами и вывезенные советской стороной культурные ценности принадлежат и будут принадлежать Польше, которая продолжит требовать их возвращения.

Обнаруженные сокровища

Чтобы не быть голословным, представлю историю нескольких таких предметов. В московских архивах хранятся бумаги и памятные предметы из Музея Юзефа Пилсудского в Бельведерском дворце и Института имени Пилсудского, например, документы Польской военной организации, польского социалистического движения, польских легионов, а также рукописи Пилсудского и представителей его политического лагеря. Эту коллекцию похитили немцы и вывезли в оккупированный Вольный город Данциг. Оттуда, уже после того как он был присоединен к Польше в марте 1945, ее переправили в Советский Союз.

В крупнейшей российской библиотеке, московской РГБ, хранится рукопись «Дневника из путешествия на восток» Юлиуша Словацкого (Juliusz Słowacki), принадлежащая Национальной библиотеке в Варшаве. В 2011 году ее обнаружил в фондах этой организации выдающийся исследователь польско-российских отношений XIX века Хенрик Глембоцкий (Henryk Głębocki). Польша обратилась к России с официальной просьбой вернуть этот великий документ, однако, мы его до сих пор не получили. Между тем самого профессора Глембоцкого задержала в Москве ФСБ, после чего ему запретили въезд в РФ, хотя он не нарушал закон, а свои исследования вел, пользуясь помощью благожелательно настроенных к нему российских ученых.

В свою очередь, в известном на весь мир Пушкинском музее находится картина «Мадонна с младенцем» кисти Лукаса Кранаха — собственность коллегиального собора святого Николая в Глогуве, которая была взята под расписку «на хранение» Красной армией. У нас есть основания предполагать, что в том же музее от общественности также прячут бесценную польскую нумизматическую коллекцию из Мальборкского замка, вывезенную во второй половине 1945 года в Москву. В эту коллекцию входит полтора десятка тысяч монет, сделанных на монетных дворах Царства польского, Пруссии, Государства Тевтонского ордена и Силезии.

Это лишь некоторые из принадлежащих польскому государству, польским организациям или частным гражданам документов и культурных ценностей, по поводу которых удалось установить, что они находятся в России. Таких предметов гораздо больше, но российским учреждениям приходится скрывать их от широкой общественности, поскольку они знают, что не имеют законного права владеть ими или выставлять их. В результате никто не может пользоваться этими сокровищами: ни поляки, ни россияне.

Закон и логика

За последние 20 лет министерство культуры и национального наследия подало как минимум 20 запросов на возвращение тех предметов, происхождение которых (из польских коллекций или коллекций, права на которые Польша получила, обретя права на территорию довоенной восточной Германии и Вольный город Данциг) подтверждено исчерпывающими документами.

В ответ Россия или отказывается признавать польские права на эти предметы, ссылаясь, например, на несостоятельный с юридической точки зрения аргумент о том, что в период войны Данциг был частью Германии (ни одна из больших держав, в том числе Советский Союз, не признала решения Гитлера о присоединении его к Рейху), или создает бюрократические преграды, или, наконец, требует соблюдения положений российского закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны».

Абстрагируясь от вопроса, соответствует ли он международному праву, которое запрещает присваивать произведения искусства в процессе ведения военных действий, я обращу внимание на другое: Польша неоднократно указывала, что российские чиновники сами плохо знают содержание своего закона. Он касается исключительно так называемой компенсаторной реституции имущества врага, то есть Германии и ее союзников. Польша, в том числе с точки зрения СССР и России, была не союзником Германии, а членом антигитлеровской коалиции. Речь здесь идет даже не о праве, а о логике: нельзя применять принцип компенсаторной реституции в отношении союзника и жертвы агрессии.

Это напрямую следует из норм международного права, как тех, которые действовали в 1939-1945 годах, так и современных международных конвенций, в первую очередь — принятой 14 мая 1954 года в Гааге Конвенции о защите культурных ценностей в случае военного конфликта вместе с ее Исполнительным регламентом. Сторонами конвенции выступают как Польская Республика, так и Российская Федерация. В документе четко говорится, что подписавшие его стороны обязуются после окончания военных действий вернуть находящиеся на их территории ценности компетентным властям, если эти ценности были ввезены в нарушение установленных принципов. Такие предметы запрещается присваивать в качестве военных репараций.

Надежды, несмотря ни на что, остаются

В связи с вышесказанным следует и дальше открыто ставить вопрос о том, по какому праву сокровища польской культуры удерживаются в России. Оснований для этого не дает ни международное, ни российское право, нет также абсолютно никаких препятствий, мешающих россиянам вернуть Польше похищенные у нее культурные ценности (за исключением бесправной политики, которую в этом отношении сначала проводил СССР, а потом его правопреемница Российская Федерация).

Российское руководство считает, что Советский Союз освободил Польшу, а не оккупировал ее. Не вступает ли в противоречие с этим тезисом факт разграбления сокровищ польской культуры с последующим отказом их вернуть? Сегодняшняя дата, годовщина занятия Красной армией оставленных немцами руин Варшавы, в особенности заставляет задаться вопросом о том, можно ли говорить об освобождении Польши, если Россия продолжает отказываться освобождать из плена наши культурные ценности.

Однако, несмотря ни на что, мы продолжаем питать надежду, что если не сейчас, то в будущем, рано или поздно, Россия признает простую правду: присвоение произведений искусства на оккупированной территории союзника не дает прав собственности на них. Мы надеемся, что она отринет опиравшуюся на тезис «грабь награбленное» большевистскую концепцию «освобождения от собственности» и таким образом вернется в ряды стран, которые придерживаются священной для цивилизованных народов нормы, гласящей: никто не может приобрести какие-либо права от субъекта, который сам этих прав не имел. Раз немцы, расхищая польские культурные ценности, не стали их владельцами, следовательно, Советский Союз не мог получить от них такого статуса.

 

Обсудить
Рекомендуем