«У нас есть законные озабоченности, — отметил министр Чавушоглу. — Мы боремся одновременно со многими террористическими организациями. Но, к сожалению, мы не встретили солидарности со стороны членов НАТО». Никто не может оспаривать вклад Турции в НАТО, подчеркнул министр.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) принял участие в работе сессии на тему «Будущее НАТО», состоявшейся в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, в Швейцарии.
Чавушоглу отметил, что НАТО является сильнейшей военной организацией. Некоторые скептики пытались убедить всех в том, что организация «умерла», но это не так, подчеркнул он.
Чавушоглу сказал, что между союзниками могут возникать разногласия, и в качестве примера обратил внимание на позицию США по распределению финансового бремени. «Нас тоже огорчают некоторые моменты, прежде всего в вопросе солидарности, — продолжил министр. — Сегодня мы пытаемся обеспечить адаптацию НАТО к новым реалиям, преодолеть трудности, с которыми наши общества сталкиваются. Озабоченности каждого союзника по НАТО оправданы. Наша задача — устранить эти опасения, в том числе стран Балтии и Польши. У нас тоже есть свои законные озабоченности. Мы боремся одновременно со многими террористическими организациями. Но, к сожалению, мы не встретили солидарности со стороны членов НАТО».
Турция работает с Россией по сирийскому и ливийскому вопросам, напомнил Чавушоглу, Турцию и Россию связывают торговые отношения, сотрудничество в сфере поставок природного газа.
«Никто не может оспаривать вклад Турции в НАТО»
Чавушоглу, подчеркнув, что Турция вносит серьезный вклад в миссии и бюджет НАТО, продолжил: «По вкладу в миссии и операции НАТО мы входим в первую пятерку стран-членов, по вкладу в бюджет НАТО — в первые восемь участников альянса. В Турции базируется много миссий НАТО, таких как командование Объединенных сухопутных войск НАТО в Измире. В 2021 году мы возглавим Объединенную оперативную группу повышенной готовности. В Стамбуле находятся силы быстрого развертывания НАТО. Кроме того, в Турции расположены передовые базы и радары для AWACS».
Чавушоглу отметил, что в отношении России Турция применяет двусторонний подход, предполагающий сдерживание и диалог.
Министр напомнил также о вкладе Турции в программы НАТО в Черном море и сказал: «Мы как вносим вклад в деятельность НАТО, так и пользуемся инструментами альянса. Однако сегодня системы С-400, которые мы были вынуждены купить у России, представляют собой основную трудность, стоящую перед нами».
«С-400 не будут представлять угрозу для НАТО»
По словам Чавушоглу, Турция, нуждающаяся в системах противовоздушной обороны из-за окружающих ее угроз, не смогла получить такие системы от своих союзников, в том числе США. «В последние 10 лет Турция особенно остро нуждается в системах противовоздушной обороны, однако наши союзники вывели комплексы ПВО, которые были развернуты на нашей границе. Италия оставила здесь системы SAMP-T, и за это мы им благодарны. Но и они в скором времени выведут комплексы. Останется только одна испанская батарея "Пэтриот"».
Комментируя беспокойство о несовместимости самолетов F-35 с системами С-400, глава турецкого МИД сказал, что Турция предложила создать рабочую группу для того, чтобы специалисты проанализировали эти предположения и сделали выводы.
«Мы позаботимся о том, чтобы С-400 не были интегрированы в систему НАТО, — отметил министр. — С-400 не будут представлять угрозу ни для системы НАТО, ни для наших союзников по альянсу».
«Нам нужна Грузия»
Чавушоглу также высказался в пользу расширения НАТО и приветствовал тот факт, что Северная Македония скоро будет принята в ряды альянса.
«Не могу понять, почему мы не приглашаем Грузию, — сказал Чавушоглу. — Нас, как члена НАТО, критикуют за сравнительно хорошие отношения с Россией, но наши западные друзья сами не соглашаются приглашать Грузию, якобы чтобы не провоцировать Россию. Мы нужны Грузии, а нам нужен такой союзник по НАТО, как Грузия».