Info (Чехия): Путин готовит Россию к эре «после Путина»

Но стремительные изменения в Конституции вызывают вопросы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Изменения в российской Конституции поражают автора скоростью процесса принятия и вызывают вопросы, на которые у него пока нет ответов. Что касается будущего Путина, то вариантов он видит много, начиная с его ухода и заканчивая новой эрой, когда он практически останется президентом с почти новой Конституцией за плечами.

Если бы какой-нибудь закон уже через пять дней после объявления первых расплывчатых прожектов утверждался в чешском парламенте, это вызвало бы беспокойство. Мы услышали бы критику, вызванную тем, что эту норму никто не обсуждал с общественностью. Подобная неразбериха сейчас творится в России, где, однако, речь идет не о каком-то рядовом законе, а о принципиальных изменениях в Конституции. Только президент Владимир Путин заявил о них, и в парламенте уже поднимают руки в их поддержку.

Российская Дума получила проект в понедельник, а первое чтение состоялось сегодня. В поддержку изменений высказались все 432 присутствующих депутата. Второе чтение запланировано на 11 февраля, а собственно «общенародное голосование» ожидается 12 апреля. Об изменениях, которые якобы улучшат функционирование государства, президент Путин заявил неделю назад в своем послании членам Федерального Собрания. После представления проекта изменений Думе стали известны новые подробности.

Напомню, что на прошлой неделе Путин не только сделал ряд предложений, но и создал комиссию для их обсуждения (она называется Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации). В нее вошли, за редким исключением, те, кто не имеет отношения к праву (11 юристов из 75 членов группы). Как вскоре выяснилось, в группе вообще не было необходимости, так как все предложения уже готовы, и никаких поправок к ним не ожидается. Таким образом, группа будет заниматься только организацией так называемого всенародного голосования — референдума, который в Кремле, правда, референдумом не называют из практических соображений.

Так же быстро, как о проекте изменений «высказалась» эта группа, материалы подтвердили и несколько комиссий Государственной думы. Единогласно проголосовать за изменения депутатам не помешало даже то, что весь этот проект, мягко говоря, обходит некоторые положения российской Конституции. И референдум не является референдумом, поскольку он ограничил бы возможность гладко провести выборы, а «гарантированные» части Конституции, которые можно изменить, только приняв новую, то есть созвав Конституционное Собрание, вдруг уже совсем и не «гарантированные». Неважно уже и то, что одним законом обычно можно менять только те положения, которые взаимосвязаны, а нынешние предложения меняют полномочия высших руководителей и одновременно вносят изменения в социальную сферу. Проблемой может стать и тот факт, что Государственный совет, точнее его полномочия, будут определены только «обычным» законом, а кроме того, вводятся значительные ограничения для местных администраций. Ясно, что потребность принять изменения как можно скорее и гладко ставится выше, чем действия в строгом соответствии с законом.

Пожалуй, наиболее интересный момент — это закрепление так называемого Государственного совета в Конституции. О его новой форме почти никто ничего не знает, хотя, как предполагают, он расширит свои функции и будет определять курс страны во внутренней и внешней политике, то есть напрямую конкурировать с правительством. Согласно замыслу Путина, Совет должен координировать деятельность отдельных государственных органов, точнее обеспечивать их взаимодействие. Фактически, судя по всему, Государственный совет станет своего рода последней инстанцией, которая будет утверждать отдельные шаги правительства и других органов, а также осуществлять надзор за их деятельностью. В случае разногласий за Государственным советом останется последнее слово.

Итак, сложившаяся ситуация как будто подтверждает мнение тех, кто прогнозировал «казахстанский сценарий» в решении «проблемы 2024», то есть «что будет после Путина». Таким образом, речь идет о том, что президент уйдет со своего поста, но оставит себе возможность контролировать государство.

Государственный совет представляет собой корпоратистский орган, который не занимается текущими проблемами (они останутся правительству) и не принимает решений в области безопасности и внешней политики (этим будет заниматься президент). Вообще, в России больше, чем где-либо актуален принцип: не должность делает человека, а человек — должность. И если место главы Государственного совета, обладающего неопределенными полномочиями, займет человек с большим авторитетом, то этот орган станет практически всемогущим и довлеющим над всеми.

С недавнего времени говорят о том, что Владимира Путина утомляют заботы о текущих делах. Более того, сам он уже баллотироваться не может (из-за одного изменения в Конституции, опускающего последние два слова из формулировки «не может баллотироваться два раза подряд», он уже, пожалуй, и не сможет). Поэтому сама собой напрашивается мысль о том, что пост во главе совета предназначается для него самого. Он сможет выбирать, какими вопросами заниматься, а все остальные проблемы оставит правительству и президенту. Его имя можно будет связывать с популярными мерами, такими как социальные изменения в Конституции, а непопулярные он оставит другим. Кстати, Путин уже проделал нечто подобное в случае пенсионной реформы, которую свалил на уже бывшего премьер-министра Медведева. С другой стороны (по крайней мере при нынешнем раскладе) Путин будет зависеть от воли будущего президента и всегда рисковать тем, что прежде лояльный к нему человек выступит против него.

Правда, чтобы выше описанный сценарий реализовался, новый президент должен быть лишен особых амбиций и быть преданным Путину. Хотя при всем при этом он должен пользоваться определенной популярностью. Конечно, уже звучат первые предположения. Почти никто не ставит на Дмитрия Медведева, который уже выполнил свою функцию и не стал непопулярным. Больше внимания привлекает фигура московского мэра Сергея Собянина, лояльность которого не вызывает никаких сомнений. Кроме того, у него есть опыт управления Москвой, а также Тюменской областью, и он работал заместителем главы президентской администрации (так в оригинале — прим. перев.). И хотя он не занимает первые позиции в рейтингах популярности, по крайней мере, Собянин не самый непопулярный политик.

Почему изменения стремятся провести в такой спешке, до конца неясно. Конечно, над проектом Путина, несомненно, трудились эксперты из президентской администрации, и его не назовешь спонтанной идеей. Тем не менее в некоторых аспектах, таких как, например, никчемная рабочая группа или объяснения пресс-секретаря Путина Пескова, этот проект выглядит смешным и неубедительным.

Из-за неожиданной отставки премьера и генерального прокурора поползли разные слухи и появились теории заговоров. Некоторые предполагают, что Кремль просто не уверен в своей популярности и хочет внести изменения в Конституцию, прежде чем ситуация обострится. В пользу этого объяснения говорит тот факт, что Путин также представил изменения в социальной области и сменил правительство, которое покинули наиболее нежелательные фигуры: вице-премьер Виктор Мутко, который прославился допинговым скандалом, министр культуры Мединский, который любил переписывать историю, невзирая на архивные документы, и министр здравоохранения Вероника Скворцова, которая проводила оптимизацию в своей сфере. С другой стороны, ничто не предвещает, что вот-вот популярность Кремля рухнет.

Таким образом, изменения в российской Конституции в первую очередь вызывают вопросы, на которые у нас пока нет удовлетворительных ответов. Что касается будущего Путина, то вариантов остается масса, начиная с его ухода и заканчивая новой эрой, когда он практически останется президентом с почти новой Конституцией за плечами.

 

Обсудить
Рекомендуем