Советский атомный мусор: бомба с часовым механизмом в Арктике (Mitteldeutscher Rundfunk, Германия)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия собирается осваивать месторождения нефти и газа в Северном Ледовитом океане. Но на дне лежат тысячи тонн атомного мусора советских времен. Это делает добычу крайне рискованной. Но и оставить затопленные атомные подлодки, реакторы и контейнеры с отходами на месте тоже нельзя, бьют тревогу экологи.

Россия собирается осваивать месторождения нефти и газа в Северном Ледовитом океане. Но на дне лежат тысячи тонн атомного мусора из советских времен. Это делает добычу крайне рискованной. Экологи бьют тревогу.

Когда тает лед

То, что очень беспокоит других, для России экономически выгодно: из-за изменений климата быстро тает арктический лед, и российские нефтедобывающие фирмы уже бросают алчные взоры в сторону севера. Ведь в Арктике дремлют огромные запасы пока нетронутого ископаемого сырья.

В конце декабря 2019 года российское правительство приняло новый арктический план, на основании которого должно ускориться военное и экономическое освоение региона. Это будет стоить больших денег: добыча нефти на севере — дорогостоящее и сложное предприятие, причем не только из-за климатических условий.

На дне Северного Ледовитого океана лежат тысячи тонны затопленного атомного мусора. Обнаружение и утилизация радиоактивных отходов — дело сложное и крайне затратное. Некоторые особо опасные объекты должны были быть подняты со дна еще до 2020 года. Однако работы застопорились, и растет риск, что соленая вода разъест защитные оболочки контейнеров. Возникает опасность попадания радиоактивных материалов в воду.

Советское наследие: 17 тысяч контейнеров и 19 грузовых судов с ядерным мусором

В разговоре с корреспондентом MDR Оскар Ньо (Oskar Njaa) из норвежской природоохранной организации «Беллона» (Bellona) сказал, что в период между 1955 и 1993 годами Советский Союз затопил в Северном Ледовитом океане в общей сложности 17 тысяч контейнеров и 19 грузовых судов с радиоактивным мусором, а также 735 загрязненных радиацией частей тяжелых машин, 14 атомных реакторов и целую атомную подводную лодку. К этому добавляются еще две атомные подводные лодки, затонувшие в результате аварий.

Большая часть атомных отходов находится сегодня в Карском море и вдоль побережья бывшего атомного полигона на Новой Земле в российской части Арктики. С 2010 года «Беллона» оказывает содействие российским картографическим и морским экспедициям, так как содержимое контейнеров и координаты многих объектов неизвестны. Под особо пристальным контролем — атомные подводные лодки и реакторы, представляющие наибольшую опасность.

Наперегонки со временем

По мнению природоохранной организации «Беллона», две атомные подводные лодки К-27 и К-159 необходимо поднять и должным образом утилизировать в самое ближайшее время. В случае с первой лодкой существует огромный риск, что в ее реакторе запустится цепная реакция, которая в конечном итоге приведет к взрыву. Лодка лежит у побережья Новой Земли на глубине всего в 50 метров, на борту — около 90 килограммов высокообогащенного урана. В отношении второй подводной лодки эксперты исходят из того, что в ее корпусе в скором времени образуется брешь.

Если большие количества радиоактивного материала попадут в Северный Ледовитый океан, это будет иметь тяжкие последствия не только для всей экосистемы, но и для традиционного рыболовства. Ущерб окажется практически невосполнимым. В наихудшем случае через течения и мигрирующие косяки рыб заражение распространится и в другие области мирового океана, а радиоактивные вещества попадут в пищевой кругооборот.

Согласно расследованиям телеканала ARTE, во внутреннем отчете российского Министерства охраны окружающей среды в 2011 году несколько раз указывалось на то, что обе подводные лодки должны быть подняты со дна не позднее 2014 года, так как существует опасность возникновения широкомасштабной экологической катастрофы. Но как подлодки, так и реакторы с контейнерами так и лежат на морском дне и продолжают разрушаться.

Нет денег, нет техники

Как ARTE сообщал в 2013 году, российская военная фирма «Малахит» еще в 2004 году представила планы по подъему подводных лодок. Но этот государственный концерн не получил от правительства заказа на реализацию плана. Подъем только одной лодки обошелся бы в 62 миллиона евро — такую сумму государственный бюджет выделить не может, прежде всего потому, что вот уже несколько лет государство вкладывает огромные суммы в военный сектор.

Кроме того, ограничены и технические возможности. Риск, что во время подъема может произойти выброс радиоактивного материала или что вода проникнет в реактор, исключительно высок. По информации норвежского природоохранной организации «Беллона» от 2017 года, российский государственный Институт судостроения имени Крылова вот уже несколько лет работает над созданием судна, которое могло бы осуществить безопасный подъем. По планам, одну из лодок должны были поднять до конца 2020 года. Но это вряд ли реалистично, считает Оскар Ньо из «Беллоны». По его словам, хотя и существуют оптимистические надежды, что в ближайшие годы подъем будет осуществлен, точных прогнозов сделать нельзя.

Когда подводные лодки будут подняты со дна Северного Ледовитого океана, неясно. Последняя серьезная дискуссия по проблематике атомного мусора состоялась в 2017 году, когда Институт имени Курчатова предложил, чтобы фирмы, желающие осуществлять в Северном Ледовитом океане бурение на нефть, приняли финансовое участие в подъеме лодок. Но, как и ожидалось, предложение отклика не нашло. Таким образом, и в 2020 году нет конкретных планов по подъему лодок. Опасность экологической катастрофы продолжает нарастать.

Обсудить
Рекомендуем