Yle (Финляндия): бизнес на «лайках», или как устроен рынок русских блогеров в Финляндии?

Yle проверила, кто выделился за последние три года в русском сегменте финских соцмедиа, как работает местная блогосфера и можно ли разбогатеть на постах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финская Yle заинтересовалась русским сегментом финских соцсетей. Автор статьи выясняет, как работает местная блогосфера и можно ли разбогатеть на постах. Финские блогеры слишком сглаживают реальность, а людям нужна честность, уверена владелица одного популярного аккаунта в Инстаграме.

Cоциальные медиа прочно вошли в нашу жизнь. В следующем октябре Инстаграм будет праздновать свое первое десятилетие. За этот период приложение из обычного софта по обработке мобильных фотографий превратилось в нишевый рекламный рынок, озолотив не только своих создателей, но и инста-первопроходцев.

Мы связались с самыми популярными русскими блогерами из Инстаграма и Ютуба, затрагивающими тему Финляндии. У каждого из них — свое количество фолловеров, манера повествования и тактика ведения контента. Все «лидеры мнений» ведут свои профили около трех-пяти лет. Кому из них уже удалось монетизировать площадку?

Особенность местного рынка соцмедиа в том, что блогер получает свои первые рекламные контракты, как только количество его подписчиков превышает планку в 10 тысяч человек. По свежему отчету Центра Отечественных языков Kotus, в списке «слов года» даже появился особый термин — mikrovaikuttaja, который описывает блогера со значимым мнением, но с небольшой аудиторией.

C бетонного завода в звезды

Самым знаменитым русским блогером из Финляндии считается ютубер Юрий Пелля — YuraPapu, у которого 307 тысяч подписчиков. По данным аналитического сервиса Socialblade, минимальный заработок видеоблогера составляет 392 евро в месяц, максимальный — более 6 тысяч евро. Самый популярный ролик Юрия — про финское социальное жилье. Он набрал 6,5 миллионов просмотров. Для справки: русский Ютуб платит видеоблогерам 500-800 долларов за каждый миллион просмотров.

«К сожалению, чтобы жить на доход от канала, нужно гораздо большее количество подписчиков. Минимум — 600 тысяч человек, лучше — миллион. Мы с женой ведем канал про Финляндию, но на русском. Поэтому нам приходится соревноваться не с финскими, а с русскими блогерами. В русском Ютубе огромная конкуренция, при этом расценки на рекламу в шесть раз ниже, чем у финнов, — говорит самый знаменитый блогер из Финляндии. — В первые полтора года мы вложили очень много сил и средств, сейчас канал находится на стадии самоокупаемости. Но мы не относимся к блогу серьезно. Это просто хобби, работаю же я уже пять лет на бетонном заводе».

Юрий держит в секрете город своего проживания, признаваясь, что «так легче жить». Недавно YuraPapu купил финский остров, о чем снял ролик, выложил в сеть и улучшил статистику просмотров.

«Важно найти свою нишу в Ютубе. В том районе Финляндии, где я живу, купить остров, пусть даже это дача на 40 соток, — обычное дело. А для русской публики это было интересно, там никто острова не покупает!»

5 000 евро за фотографию

У Юлии Кивелы (@julia_kivela) 77,5 тысяч подписчиков в Инстаграме.

Юлия — графический дизайнер из Санкт-Петербурга, она переехала в Хельсинки девять лет назад к финскому мужу.

«Вначале я даже пыталась работать по профессии, но увлекалась фотографией, получала отклики и поддержку от людей, которые видели мои работы в профиле. Около пяти лет назад, когда в Инстраграме еще был suggested user list (список рекомендованных пользователей), я случайно попала в этот список. Благодаря этому за две недели на мой профиль подписались 30 тысяч человек».

Юля с самого начала ведет свой профиль на английском языке. Автор чаще всего постит фото диких животных на лоне северной природы.

«Как только я начала фокусироваться на природе, у меня появились первые заказы. Секрет успеха, возможно, и в том, что в Финляндии не так много девушек-фотографов. Рекламные посты я делаю редко, максимум один раз в месяц. Еще реже бывают блог-туры. Инстаграм — это прежде всего мое портфолио. Практически все клиенты приходят ко мне через эту площадку. Русских заказчиков у меня нет. Зато есть канадские, шведские и финские рекламодатели. Сейчас чаще всего я снимаю для регионов и округов Финляндии. С начала сезона провожу по два месяца в Лапландии».

Благодаря профилю Юлии удается прилично заработать. Гонорары за одну фотографию Кивелы достигают планки в 5000 евро.

«Возможно, в Инстаграме есть усталость от лайфстайл-фото, но фотография природы финнам никогда не надоест!»

В сотрудничестве с российским правительством

У Елизаветы Кииски (@lisa_kiiski_fi) в подписчиках 27,2 тысяч человек.

Лиза переехала в Хельсинки четыре года назад из Петрозаводска вслед за мужем с финскими корнями. Профиль в сети завела, потому что любила фотографировать. Неожиданно соцплощадка стала для нее надежным средством адаптации в чужой стране.

«Я никого тут не знала, а сейчас ко мне постоянно обращаются за помощью. Правительство Ленинградской области недавно просило разместить в моем аккаунте анкету для русских туристов, посещающих Финляндию. К Новому году мы провели благотворительную акцию и собрали с подписчиками 120 кг вещей для Дома малютки из Петрозаводска. Возможности Инстаграма безграничны, — считает Елизавета. — Тут можно заработать либо на рекламе, либо на продаже своего продукта. Но я сознательно отказываюсь от таких постов, а продвигаю свой личный бренд. Я — русский эксперт по Финляндии, хочу в будущем открыть свое турагентство, но пока я мама в декрете».

Целевая аудитория Кииски — русские туристы, которые едут в Суоми. Самые горячие темы постов — местная медицина и материнство. По словам автора, блог не монетизирован. Несмотря на это, Елизавета в своем аккаунте от туристического агентства из Петрозаводска @skazkatour ведет эфиры, продвигает турпакеты и предлагает брони на коттеджи в Финляндии.

Дайте финнам честный контент

У Натальи Назаровой из Хельсинки (@natalia_inspiiri) — 22,6 тысячи подписчиков.

Назарова — единственная из русских микроблогеров, кто ведет страничку на финском языке. И один из немногих авторов, кто действительно сумел выжать из хобби ежемесячный доход.

«В Инстаграме вполне можно заработать среднюю финскую зарплату. Но надо учитывать, что доход этот нестабильный: то пусто, то густо. Для тех случаев, когда у меня нет рекламных контрактов, я предлагаю услуги по созданию контента для других предпринимателей. Чаще всего это фотография, ведь сегодня все продажи косметики, одежды или предметов интерьера идут через визуал».

Рекламный пост в блоге Натальи стоит 200-400 евро. Наталья работала с такими крупными брендами, как Uber, Yango, кофе Lavazza. Последний контракт у блогера — с финским институтом Laurea, который предложил ей прорекламировать aikuiskoulutus — обучение для взрослых. На профиль Натальи приходят финские и шведские рекламодатели. Для всех у нее оформлено предпринимательство.

«Я не знаю, что можно рекламировать в Финляндии на русском языке, чтобы заработать. У меня есть пример микроблогеров, которые, имея в подписчиках от 2 до 10 тысяч человек, вдруг переходили на русский и теряли на этом все, даже бартеры. Поэтому я веду блог на финском языке, даже несмотря на то, что я плохо знаю грамматику. Мои посты вычитывает муж или подруга».

У Натальи Назаровой есть план по расширению блогерской деятельности и освоению Ютуб-площадки.

«Сейчас я отказываюсь от работы по контенту и хочу сосредоточиться на развитии Ютуба, потому что это хорошие деньги. Кроме того, я знаю секрет, как влюбить в себя финскую аудиторию. Нужно быть честным автором, нужно не бояться выражать свое личное мнение. Финские блогеры слишком пресные. Здесь очень рафинированное общество, люди боятся выделяться. Все ihan ookoo, реальность слишком сглажена, поэтому в соцмедиа хочется почитать честный контент. Финнам это важно!»

«Солнечная мама» работает по бартеру

«Солнечная мама» Марина Андреева из финского города Иисалми (@aurinko_mamari) ведет аккаунт на русском языке, у нее 18,5 тысяч подписчиков.

Марина — яркий персонаж русско-финского Инстаграма. Мать-одиночка воспитывает троих детей. Бывший бухгалтер из Карелии поехала в Финляндию учиться на зверовода и предпринимателя в сельском хозяйстве. Работала на песцовой ферме в городе Паркано.

«Я доила коров, убирала за свиньями, копала картошку, собирала горох, таскала мешки по 50 кг — в день набегала тонна. Спустя три года тяжелого труда я стала начальником на этой ферме, — рассказывает Марина в другом интервью. — Но я всегда мечтала работать кондитером и печь торты, поэтому пошла снова учиться».

Сейчас Андреева работает поваром в крупной продовольственной сети магазинов. «Секретные» ингредиенты финских блюд, две маленькие дочки, адвент-календари для взрослых дам, всегда алая помада — Марина давно стала звездой не только своего родного поселка Олонец.

«Солнечная мама» считает, что заработать на аккаунте можно, но только «по бартеру».

«Я работала с финскими марками и русскими брендами. У меня получается заработать в Инстаграме, но чаще всего это бартер. Компании присылают мне товар, я делаю рекламу. Один раз мне пришел годовой запас шампуней и уходовых средств для волос, я до сих пор ими пользуюсь, — делится Марина. — Инстаграм никогда не будет моим основным заработком. Я считаю, что эта площадка изживает свой век. Блогеров тьма, а сам Инстаграм все время ужесточает правила игры».

Как видим, мало кому удается превратить просто симпатичный профиль в генератор денег. Аналитики поговаривают, что на местном рынке соцмедиа рекламодателей якобы больше, чем блогеров, которые пишут на финском. Поэтому шанс на жирные рекламные контракты есть. Но не у всех, а только у тех, кто говорит на языке заказчика.

Обсудить
Рекомендуем