У многих политиков Финляндии, бывших стран СССР и стран Восточного блока сохраняется «рефлекс финляндизации».
Говоря о политике финляндизации, мы будем рассуждать в первую очередь о политике подчинения других государств Советскому Союзу.
Ведь речь шла именно о стремлении Советского Союза оказать влияние таким образом, чтобы мы сами с учетом московских интересов добровольно ограничили свою внешнюю и внутреннюю политику, а также политику обороны.
Мы надеялись, что в награду Советский Союз оставит нас в покое — то есть нам удастся избежать гораздо более печальной судьбы стран Восточного блока.
Инструментов для проведения финляндизации было очень много. Советский Союз вмешивался в наши выборы и навязывал свое мнение нашим СМИ. Журналистов с критическими взглядами называли антисоветскими. Нашу покорность закрепили в советско-финском Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, главной целью которого было включить Финляндию в сферу интересов Москвы и держать нас за пределами западного военного альянса, то есть НАТО.
Звучит знакомо? Россия президента Владимира Путина все еще использует те же способы и преследует те же цели. С тем отличием, что Путин пытается применять политику финляндизации не только к Финляндии, а критику в адрес России сейчас называют русофобией.
Одна из главных целей нынешней финляндизации — повлиять на соседей России таким образом, чтобы они не вступили в НАТО.
В отношении Грузии и Украины давление осуществлялось при помощи войны. Последним радикальным шагом России в отношении Финляндии можно считать поток просителей убежища, который шел через восточную границу в 2015-2016 годы.
Перестав контролировать поток граждан третьих стран в двух пунктах пропуска на северной российско-финской границе, Кремль подал сигнал, который наши политики точно восприняли на подсознательном уровне.
Если Россия опять на нас за что-нибудь разозлится, поток беженцев возобновится? Может, лучше заранее поступать так, чтобы Россия не злилась?
Москва использует знакомый еще с советских времен метод «рефлексивного управления». При помощи уговоров, давления и информационных операций объект принимает решения, которые кажутся независимыми. Часто эти решения выгодны для стороны, оказывающей воздействие. А для второй стороны они оказываются ошибочными.
«Рефлекс финляндизации» по-прежнему сохраняется у многих политиков Финляндии, бывших стран СССР и стран Восточного блока.
Когда Путин бьет политиков по колену резиновым молоточком, у многих колени описывают в воздухе красивую дугу.