Соревнования на лыжном стадионе Лугнет в Фалуне пять лет назад были просто историческими, кого ни спросите — хоть Петтера Нортуга (Petter Northug), хоть кого-то из пары миллионов телезрителей, которые наблюдали за ним в те февральские дни. Но сейчас появился новый и не менее великий лыжник.
23-летний Александр Большунов — один из сильнейших атлетов в истории этого вида спорта.
Этой зимой он выиграл большинство дистанционных гонок. Последний масс-старт на 15 километров принес ему четвертую победу подряд. Гонка шла в нестабильных, технически сложных условиях, которые изначально совсем не подходили для Большунова. Тем не менее именно россиянин под конец обошел самых стойких противников и довольно легко в финишном рывке обогнал Шура Рёте (Sjur Røthe).
Зрелище было настолько же поразительное, как и результат, который Большунов показал, мощно взбираясь в чудовищный подъем на «Тур де ски». Тогда Александр со своим весом более 80 кг шел круто вверх практически так же легко, как Шур Рёте и прочие «горные козлы».
И тут, конечно, возникает вопрос: Александр Большунов — тоже всего лишь еще один российский монстр из мира лыж?
Очень печально задаваться таким вопросом сразу после идеальной лыжной гонки, в которой не только время показывало, что выигрывает сильнейший.
Победа определялась не только финишным спуртом. Именно Большунов задал высокий темп прямо со старта, именно этот россиянин в ходе гонки нашел силы на два рывка и именно он выдержал все атаки сильных норвежских лыжников.
И наконец сам Большунов совершил рывок и оторвался от группы, и лишь Рёте сумел удержаться за ним до самого финиша. Просто невозможно еще убедительнее доказать в масс-старте, что ты лучший в мире лыжник.
И все-таки именно такой вопрос так и хочется задать молодому лыжнику, взращенному системой, которая сейчас ожидает международного суда по делу о многих годах мошенничества.
После двух главных гонок в Фалуне, пропущенных травмированным Юханнесом Хёсфлотом Клэбо (Johannes Høsflot Klæbo), похоже, что Александр Большунов выиграет в общем зачете Кубка мира. Само по себе это хорошо. Спорту нужны перемены, а на прошлогоднем Чемпионате мира Норвегия полностью доминировала.
Так что речь не идет о недоверии к конкурентам ради наших собственных успехов. В тесном мирке лыжного спорта любая конкуренция по определению хороша. Если, конечно, это действительно конкуренция.
Можно надеяться, что летом мы узнаем об этом чуть больше. Изначально сложилось впечатление, что часть российской команды не допустят до соревнований этой зимой в ожидании решения Спортивного арбитражного суда (CAS) по поводу отстранения всех, кто имел отношение к российскому государственному мошенничеству на Олимпийских играх в Сочи.
Этого не случилось. Не всегда гармоничные будни международного лыжного спорта идут своим чередом в ожидании решения CAS. Но когда оно будет принято, у нас всех появится шанс узнать больше. Слушания в CAS, вероятно, будут открытыми. Об этом попросило Всемирное антидопинговое агентство, и россияне согласились.
Это очень хорошо. Любые закрытые двери сами по себе вызывают рост подозрений.
К сожалению, именно такова и была тактика россиян, которые держались за руководителей и тренеров, работавших с лыжниками, употреблявшими допинг, как было доказано. Александру Большунову всего 23 года, он слишком молод, чтобы иметь отношение к мошенничеству в Сочи шесть лет назад, но он вращается в российской лыжной среде, а значит, тесно окружен виноватыми.
Еще на последних Олимпийских играх Александр произвел большое впечатление, будучи в группе молодых лыжников, которые могли бы стать заменой отстраненным от соревнований звездам. Но уже тогда его достижения отчасти затмил скандал. На россиян обратили меньше внимания, чем они заслуживали.
Между тем затея сурового лыжного руководителя Елены Вяльбе, которая хочет воспользоваться услугами обвиненного в использовании допинга тренера Юрия Бородавко, чтобы взрастить новое поколение звезд, безнадежна. Ему вообще нельзя позволять возвращаться в спорт после отстранения.
Вот где начинаются ошибки — с действий самих россиян.
Так что нам стоит внимательнее относиться к каждому отдельному лыжнику. Нет никаких сомнений, что после разоблачения мошенничества в Сочи за ними стали более пристально следить. Но масштабные проверки перед Олимпийскими играми 2018 года ничего особенного не выявили.
И все это не имеет никакого отношения к серии мощных результатов Александра Большунова. Он стал лучшим, но на пути к вершине у него были и естественные трудности. В 15-километровой гонке классическим стилем в Тоблахе во время «Тур де ски» он увлек за собой соотечественника Сергея Устюгова, задав мощный старт, но под конец перенапрягся. В тот раз он не был лыжным монстром и за победу не боролся — как и несколькими днями позже в Валь-ди-Фьемме на такой же дистанции, где Клэбо явно был быстрее.
Большунов не похож на чересчур «подготовившегося» к 50-километровой гонке на Олимпийских играх 2002 года Йохана Мюлегга (Johan Mühlegg, победил, но был дисквалифицирован за применение допинга — прим. ред.). Волей и напором молодой россиянин напоминает других звезд лыжной истории — тех, кто, судя по всему, одерживал победы честно.
Так что проблема не в Александре Большунове.
Ответственность лежит лишь на циничном российском профессиональном спорте.