Дневник (Болгария): что такое культура и есть ли для нее почва в Болгарии?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В связи с отменой выставки «Искусство и культура в Болгарии ХVI-XVIII вв.», которую Лувр намеревался продемонстрировать в отделе исламского искусства, издание поднимает вопрос о понимании культуры. Отвечая на него, автор вспоминает эллинскую этимологию слова «идиот»: тот, кто интересуется только собой, и кто безразличен к миру.

Неудавшаяся выставка в Лувре показала, что мы вернулись в те времена, когда культура была оружием для навязывания «нашего тезиса» врагам.

Сравнение исламских и христианских артефактов немыслимо, хотя в Османской империи они веками сожительствовали. Они заявили об этом заранее, даже не услышав, что именно хотела сказать им куратор французского музея. Почему исламское искусство, почему именно этот период, неужели в Лувре нет отдела Византии. До пакета «Макрон» разве что не добрались.

И что же произошло? Культурные влияния, в принципе, являются вражеской диверсией, по другим поводам нападают на Хэллоуин и йогов, сейчас же — на пустую империю, которая является основополагающей национального комплекса.

Наш тезис неизменен: мы коренные жители, появившиеся здесь еще в древнейшие времена; не объявляли себя разве что потомками неандертальцев, потому что хомо сапиенсы — выходцы из Африки (так ведь?), а мы все-таки немного расисты.

Я понимаю, что православная церковь не желает, чтобы ее частные чудодейственные реликвии выставлялись в галерее, но почему же тогда их не оставили на поругание в каком-нибудь склепе? В последние десятилетия мы часто слышали о клане, возжелавшем тотемы и ритуальные маски, выставленные в мировых музеях, и причина скорее в том, что их скорее компрометируют, а не используют для магических ритуалов. И даже если министерство решит противостоять нелепому давлению популистов, и найдет, какие иконы отправить в музей — беда в том, что даже смелый господин Банов испугается.

Альтернативные варианты, которые были предложены Лувру, просто смешны: «подъем Второго Болгарского царства» или даже «старейшее золото в Европе». Для национальной пропаганды Лувр точно не подходящее место, поэтому я сомневаюсь, что они посвятят выставку чьему-то там подъему. Само по себе старейшее золото не кажется мне достаточно большим поводом для выставки мирового масштаба. Вероятно, оно может быть объединено с какими-нибудь другими культурами Медного века, это да, но опять же мы попадаем в ловушку проклятых влияний, против которых наши атаманы машут ятаганами.

Также напомню, что конфликт был и вокруг предыдущей болгарской экспозиции в Лувре, посвященной эпохе фракийских царей, но тогда наша сторона его как-то замяла. С болгарской стороны выставка должны была воспеть фракийских предков как гениев-самородков, самых древних и самых великих. Однако французы предложили совсем другую концепцию — фракийские земли были представлены как перекресток культурных влияний, от Эллады до Персии и от Рима до Скифии. Тогда в правительстве не было националистов, может, поэтому выставка все-таки состоялась (и хорошо, что состоялась!). Но в этот раз мы жестоко накажем этот Лувр — мы не будем делать выставки, нас не будет на карте мира!

Дело не в конкретном провалившемся проекте, а в том, как мы понимаем культуру. В Европе она уже, по крайней мере, два века отделена от религии: когда-то священные реликвии выставляются как предметы всеобщего человеческого наследия, повод для эстетического наслаждения и образования. Националистическое использование культуры было сильно скомпрометировано во время Первой мировой войны, а затем, конечно, нацизмом и всякого рода фашизмом.

Сегодня центром кураторской деятельности являются культурные трансляции, выстраивание параллелей, предмет искусства либо становится частью и обогащает коллекцию, либо отбрасывается за ненадобностью. Эта тенденция была описана Джеймсом Клиффордом непереводимой игрой слов from roots to routes, «от корней к дорогам». Смысл культурной политики в современном мире состоит не в том, чтобы прославлять «наших», а в том, чтобы понимать человека.

Мы, однако, кидаемся из крайности в крайность. Здесь стоит напомнить эллинскую этимологию слова «идиот»: тот, кто интересуется только собой, и кто безразличен к миру.

Комментарии:

Fiji: Лучше бы тема была «Древнейшие культурные ценности эпохи советской оккупации». Священный Синод бы тогда запрыгал от радости

У меня где-то лежал экземпляр книги «Советское искусство XVII века». Серьезно.

Аз: Такие анализы все чаще попадаются мне на глаза…Вместо того, чтобы гордиться тем, как в течение пяти веков их коллеги (или как там их раньше называли) помогли сохранить традиционный болгарский быт, культуру и до некоторой степени и религию, вместо того, чтобы показать всеми миру, что даже порабощенные, мы, болгары, остаемся болгарами — они пошли учить уму разуму, как делать выставки. И теперь никто не будет проходить мимо и интересоваться, почему в исламском государстве существовало христианство, никто не оценит по достоинству нашу способность выживать как народ — теперь про нас будут помнить, что мы неинтересные….

hli32616303: В конце концов, мы что-нибудь выигрываем от этой выставки, или мы бесплатно даем материал Лувру, просто чтобы они план выполняли? Я читал что-то подобное — нам это не выгодно. Бессмысленная деятельность, предварительно и прямо заказанная франшизами. Если они хотят проводить параллели по своему усмотрению, пусть платят;)

gmbh: Г-н Дичев, изобразительное искусство явно не ваш конек, вы сливаете культуры воедино. В течение трех веков (16-18), таковы были предложенные временные рамки для выставки, на территории Болгарии не было целых направлений и жанров изобразительного искусства, характерных для остальной части Европы. Их не было. Их не было из-за того, что Вы назвали слиянием культур, и это было связано с политикой завоевания и ассимиляцией. К сожалению, такова наша историческая судьба. Кому-то может быть и не жаль. Ничто не мешает Вам взглянуть на культуру Древнего Египта и на то, что из нее взяли мамлюки, несмотря на хронологические расхождения. Повторюсь еще раз, в 16-18 веках в изобразительном (и не только) искусстве на территории Болгарии не было целых направлений и жанров, и все благодаря нанесенным ей увечьям.

Иво: На этот раз я не согласен с мнением г-на Дичева. На мой взгляд, правильно, что эта болгарская выставка в Лувре была отменена нашим Министерством культуры, не по каким-то третьим причинам, а потому, что нашей стране нечем похвастаться в области культуры и истории в период 16-18 веков. Это был мрачный период в истории Болгарии.

deutscher: Почему две или более культур не могут развиваться одновременно и по соседству без особого взаимного влияния? Множество таких примеров можно привести по всему миру, но не из позднего средневековья, а из древности, таких как: ассиро-вавилонская культура и шумерская культура (эпос о Гильгамеше) — все в одних и тех же регионах; Некоторые египетские цивилизации, очень похожие, но параллельные; Почти все древнегреческие города — государства. Но есть определенные различия — например, троянская культура; То же самое относится и к крито-микенской культуре, которую некоторые называют минойской! Таким образом, нельзя сказать, что совместное развитие и существование христианства и ислама XVI-XVIII веков невозможно!!

 

Обсудить
Рекомендуем