Не так давно Россия впервые провела учения по «блокировке интернета», в ходе которых страна хотела изучить вопросы сетевой безопасности электрического оборудования, координации действий правительственных органов и возможности по поиску и устранению неисправностей в коммуникационной сети, а также полноту и безопасность интернета на территории России в случае его блокировки извне. Эти учения стали не только актом устрашения по отношению к интернет-угрозам, исходящим извне, но и серьезно повлияли на структуру мировой кибербезопасности.
Цель — лишить США «господствующей позиции» в киберпространстве
Российское правительство начало обсуждать учения по «изоляции рунета» еще в 2014 году, когда прошли первые «специальные учения по обеспечению устойчивой работы рунета». В следующий раз их устроили в 2017 году, сейчас учения проходят в третий раз, однако теперь они впервые проводятся на государственном уровне. Причины повторного проведения учений по «изоляции рунета» следующие.
Насущная необходимость защитить безопасность суверенного интернета. В России уверены, что монополизация корневых серверов Соединенными Штатами и их доминирование в киберпространстве будет мешать осуществлению международно-правового принципа суверенного равенства. К тому же открытость и неопределенность всемирной сети позволяет враждебным силам контролировать общественное мнение в интернете, атаковать серверы и центры обработки данных, собирать ценную информацию с целью нанесения стратегического нападения на киберпространства определенных стран. Чтобы лишить США «господствующей позиции» в киберпространстве, Россия решила применить суверенное право в отношении информационного и киберпространства страны. В 2011 году был принят проект конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности», в котором ясно говорилось, что «все государства-участники в информационном пространстве пользуются суверенным равенством, каждое государство-участник вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством». В 2017 году Россия заявила об отделении от всемирной системы доменных имен и создании «проекта независимого интернета», превращая страну в информационный остров, чтобы в случае военного или правительственного кризиса США не смогли умышленно разорвать интернет соединение.
Противостояние стремлению отдельных стран организовывать межгосударственное противодействие в киберпространстве.
В сентябре 2018 года министерство обороны США опубликовало выдержки из «Национальной киберстратегии», где говорилось, что страна долгое время находится в условиях стратегической конкуренции, угрожающей ее безопасности и исходящей со стороны России и других стран. В качестве ответных мер необходимо повысить боеспособности в интернет-пространстве. В связи с этим в мае 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон о «суверенном интернете», устанавливающий правовые основания для осуществления правительственного контроля за маршрутизацией интернет-трафика, а также «изоляции интернета» в случае объявления чрезвычайного положения. В соответствии с данным законопроектом, Россия должна будет создать на своей территории независимую интернет-инфраструктуру и минимум раз в год проводить учения по «изоляции интернета». С 1 января 2021 года граждане, предприятия и организации смогут пользоваться только суверенным интернетом, а российский государственный аппарат должен будет использовать отечественное оборудование для шифровки информации.
В критический момент будет гарантировано «беспрепятственное переключение» между российским и всемирным интернетом
Россия вовсе не хочет построить несовместимую со всемирным интернетом сеть, она хочет создать «резервную копию», на которую можно было бы «беспрепятственно переключиться» и сохранить интернет-соединение, не создавая неудобств для пользователей. Как видно, программное и аппаратное обеспечение российского серверного ядра превратило его в технологическую базу для «изоляции интернета».
Создание сервера с резервной копией доменных имен. В 1989 году американское правительство создало систему управления доменными именами и адресами с целью контроля за 13 корневыми серверами DNS, поддерживающими работу всего интернета. Самый главный корневой сервер находится в США, там же расположены девять из 12 остальных. На этом строится аппаратное доминирование США в интернете. Страна может контролировать привязку доменных имен и отключение интернета по всему миру. В феврале 2019 года один из авторов законопроекта о «суверенном интернете», депутат Андрей Клишас заявил, что для организации независимой работы российской автономной системы доменных имен и адресов потрачено 20 миллиардов рублей. В критический момент это позволит временно «блокировать» иностранное сетевое соединение и переключиться на суверенный «рунет», гарантирующий стране безопасность в киберпространстве.
Создать физически изолированный военный интернет. Российские вооруженные силы и предприятия военной промышленности уже запустили создание специальной «изолированной» сети, гарантирующей безопасность большого количество ценной информации. В 2016 году Министерство обороны начало работу по созданию для вооруженных сил «закрытого сегмента передачи данных». В апреле 2019 года оборонное ведомство запустило работы по созданию специального военного интернета — «мультисервисной транспортной сети связи» (МТСС). Как стало известно, она способна осуществлять передачу информации в больших объемах по всей стране, специальная оптоволоконная сеть проложена по дну Северного Ледовитого океана, позволяя поддерживать ее стабильную работу в военное время. В будущем «закрытый сегмент передачи данных» будет включен в МТСС, поэтому данная сеть и получила название российского «военного интернета».
Создать независимую базу секретных данных. Учреждение независимой военной базы данных, физически отделенной от международной сети интернет, позволит вооруженным силам России положиться на «военную сеть» в случае «блокировки интернета». Таким образом они смогут хранить, шифровать и обмениваться информацией, а также создавать ее резервные копии в нормальном режиме. Как сообщает газета «Известия», Министерство обороны России уже потратило 390 миллионов рублей, чтобы к 2020 году создать в каждом крупном военном округе «суперсекретный iCloud» — «облако» для хранения внутренней и конфиденциальной информации, а также центры обработки данных в каждом округе. На данный момент армии Западного и Южного военных округов, а также войска, расположенные в Сирии, уже имеют доступ к секретным «облакам», а их центры обработки данных не только тщательно защищены, но и работают от автономного источника питания, снабжены надежными системами охлаждения и пожаротушения.
Создание информационной среды при помощи проверенного программного и аппаратного обеспечения. В январе 2018 года российское военное ведомство заявило о намерении использовать отечественную операционную систему Astra Linux вместо Windows, чтобы снизить угрозу кибербезопасности. 2 декабря 2019 года Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которыми продажа зарубежных телефонов и других электронных устройств на территории России может осуществляться только при условии предварительной установки на них российского программного обеспечения. Закон, призванных охранять информационную безопасность страны, вступит в силу 1 июля 2020 года. Он создаст базу из проверенного российского сетевого оборудования и ПО, на основе которой страна постепенно отделится от враждебной западной информационной среды.
Учения помогут «одним выстрелом убить двух зайцев»
Благодаря учениям, России удалось достичь сразу нескольких результатов. Во-первых, проверить мощный функционал суверенного интернета. Благодаря отечественным информационным технологиям суверенный рунет смог нормально функционировать, не завися от каких-либо зарубежных серверов. Это показало, на какой высокий уровень вышли российские информационные технологии. Во-вторых, удалось понять, что у России есть свои «подводные сваи», способные защитить безопасность киберпространства страны, целенаправленно предотвращать и бороться с всевозможными кибератаками, укреплять сетевую безопасность и контрразведывательные навыки, предоставив очевидную «мишень». В-третьих, общенациональная «изоляция интернета» — это крайние ответные меры на кибератаки со стороны сильного противника, в то же время это всего лишь средство стратегического устрашения. Подготовка подобных крайних мер, как и испытание ядерного оружия, может стать способом запугивания. В-четвертых, идея использования «суверенного интернета» представляет собой вызов господствующему положению какой-либо страны в киберпространстве, незаметно ослабляет и нейтрализует боевые возможности противника в интернете.