В своем недавно опубликованном докладе ЦРУ называет сближение России и Китая главной угрозой для Соединенных Штатов.
Считается, что Москву и Пекин связывают разнообразные общие интересы, а также сходный подход к ключевым проблемам глобальной политики. В обеих странах существуют недемократические государственные режимы, а в экономике они дополняют друг друга. Кроме того, и Россия, и Китай мечтают ослабить позицию США. В ближайшем будущем, однако, могут появиться проблемы, которые существенным образом изменят ситуацию. Опасность кроется как в географии, так и в истории.
Спор вокруг российского Дальнего Востока
В XVII веке экспансия России на восточном направлении привела к тому, что она столкнулась с Китаем. В итоге было решено урегулировать вопрос разграничения территорий двух государств. Подписанный в 1689 году Нерчинский договор устанавливал границу на реке Амур.
Спустя два столетия Россия вынудила Китай передать ей еще примерно 1,5 миллиона квадратных километров территории — современный российский Дальний Восток. Договоры, которые пришлось подписать китайцам, устанавливали границу по реке Уссури. Позднее китайская сторона стала называть эти документы «неравными». Мао Цзэдун открыто поднимал вопрос утраченных земель, обвиняя россиян в том, что те безжалостно воспользовались слабостью Китая.
1969 год был отмечен серией российско-китайских пограничных столкновений на островах, расположенных на реке Уссури. Россиянам удалось пресечь попытки китайцев завладеть Даманским островом, но в этих боях, согласно данным СССР, погибли около 60 советских пограничников. Потери китайской стороны составили 800 человек. Операция по обороне острова, за которую было вручено много высших наград, стала частью национальной военной мифологии.
Тем не менее начиная с 1980-х годов при Дэн Сяопине Китай вступил на путь постепенной замены тоталитарной китайской утопии автократической системой с опорой на рыночные механизмы и ориентацией на экономическое развитие. Россия со своими огромными богатствами, находящимися в Сибири, стала для Пекина незаменимым партнером.
Конфликт может вспыхнуть в ближайшем будущем
Это не означало, что китайцы окончательно забыли и похоронили тему утраченных территорий. На картах, в том числе тех, которые используют в школах, их часто называют «временно утраченными». Китай постепенно, «ползучими методами» возвращает себе земли, прилегающие к пограничной реке Уссури.
Благодаря умелым инженерным мероприятиям, заключавшимся в изменении ее русла, китайцы взяли под свой контроль несколько островов и таким образом уже вернули себе почти 1 500 квадратных километров территории. Даманский остров, на котором в 1969 году шли ожесточенные бои, стал сейчас китайским. На нем находится музей, посвященный тем сражениям. Каждый год поступающие на службу китайские пограничники приносят там присягу.
Принцип «скрывай свой потенциал и выжидай», на который в течение долго времени опиралась китайская политика, все более отчетливо сменяется концепцией китайской мечты, заключающейся, согласно Дэн Сяопину, в «великом возрождении народа». Коммунизм превращается в мертвую теорию, лишенную мотивационных функций, а на первый план начинает выходить обычный национализм.
Если в Китае усугубятся внутренние проблемы, связанные с увеличением разрыва между растущими амбициями и недостаточным темпом экономического роста, тема утраченных земель и возвращения контроля над сибирскими ресурсами зазвучит с новой силой. Это может произойти в ближайшем будущем. Музеи с выставками под лозунгом «не забывайте об унижении народа и возрождении национального духа», которых в Китае немало, могут вдохновить политиков на радикальные шаги.
Москва полностью осознает, насколько серьезна проблема российского Дальнего Востока. Ситуация навевает воспоминания об утрате Аляски и Северной Калифорнии. Угроза, что он в экономическом плане может стать частью Китая, возвращается, как дурной сон. Основания для тревоги есть. Экономика этого региона опиралась на тяжелую и оборонную промышленность, которой не стало после распада Советского Союза. Сейчас там занимаются только лесозаготовкой и добычей полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, из-за чего регион превратился в сырьевую базу Китая.
Без помощи Запада России не справиться
В последние годы политика китайских властей отчасти развеяла призрак нависающего над Дальним Востоком Китая. Официально Пекин старается никоим образом не задевать чувство национального достоинства россиян. Однако Россия неизбежно встает перед вопросом, как развивать Дальний Восток, не рискуя его современным статусом. Регион отчаянно нуждается в инвестициях (не только в газо- и нефтедобывающей сферах), а также в рабочих руках. Появляется проблема: где взять этих людей и деньги? В контексте нынешней политики конфронтации с Западом ожидать прихода инвесторов из Европы, США, Японии или Южной Кореи не приходится. Всерьез можно рассматривать только Китай.
Население Дальнего Востока уменьшается. Дело не только в низком естественном приросте, характерном для всей Россия, но и в том, что обитатели региона (в первую очередь молодежь) уезжают в центральную часть страны. В 1990-2010 годах на запад отправился каждый пятый. Рабочую силу, которая нужна для оживления экономики, можно найти прежде всего в Китае: по другую сторону границы жителей в десять раз больше. Короче говоря, возникает перспектива синизации, то есть повторение истории с Аляской начинает казаться вполне вероятным.
Збигнев Бжезинский однажды совершенно справедливо отметил, что «сырьевые богатства Сибири огромны, но без поддержки Запада Россия не сможет сохранить контроль над этим регионом».
Китай применит силу?
Есть еще один возможный сценарий: Китай, стремясь решить проблему границ и доступа к ресурсам, может прибегнуть к более радикальным, то есть силовым методам. Российские военные, осознающие, что силы на Дальнем востоке неравны, несомненно, учитывают такую перспективу.
В Восточный военный округ входят, конечно, четыре войсковых объединения, однако, основа его потенциала — это мобилизационные возможности резервистов, а не сила находящихся в полной боевой готовности подразделений. Если понадобится отражать внезапную атаку, придется перебрасывать войска из европейской части России. Такую операцию часто отрабатывают на учениях, но осуществить ее будет нелегко, поскольку провести ее можно только с использованием железнодорожного транспорта, а центр страны связывают с Дальним Востоком две не обладающие достаточной пропускной способностью ветки железной дороги, которые легко заблокировать.
Отдалить угрозу могло бы выстраивание взаимного доверия и внедрение принципов прозрачности в военной сфере, работавших и в какой-то степени продолжающих работать в Европе. Однако Китай не заинтересован в создании подобной системы в своем регионе, а китайские маневры 2006 и 2009 годов в Москве сочли демонстрацией готовности китайских вооруженных сил к проведению масштабной операции против России.
Как Китай может занять Дальний Восток
Серьезные опасения по поводу дальнейших отношений с Китаем возникают не только в военных кругах. Один из известных российских политических аналитиков Дмитрий Тренин уже в 2000 году писал, что тревоге, связанной с «желтой опасностью», полностью противоречит официальный курс, для которого характерны самоуверенность и отсутствие бдительности. Новым явлением, по его словам, стало то, что перспектива, которая еще недавно казалась отдаленной, становится приобретающей все более конкретные черты реальностью.
Никита Михалков, российский режиссер и актер, националист и большой поклонник президента Путина, не так давно разместил в интернете ролик под красноречивым названием «О вторжении Китая в Россию». Он проводит в нем мысль, что китайские вооруженные силы способны очень быстро прорвать российскую оборону. Они могут сделать это, используя фактор неожиданности и тот факт, что основные российские базы и военные объекты расположены вдоль Транссибирской магистрали, то есть рядом с границей Китая.
По сценарию, представленному в ролике, призывы Москвы к ЕС и НАТО не приносят результата, поэтому ей приходится подписать новый договор, созданный под диктовку Пекина. По нему Россия теряет весь Дальний Восток, возвращается к границам середины XVII века, Восточную Сибирь со всеми ее ресурсами передают в бессрочную аренду китайцам, а Западная Сибирь становится чем-то вроде российско-китайского кондоминиума. Следует добавить, что этот фильм посмотрели более трех миллионов россиян.
В российском интернете можно найти очень примечательное сравнение современных отношений между Россией и Китаем с ситуацией 1939-1941 годов, когда СССР был союзником Германии. Тогда казалось, что две страны имеют много важных совместных интересов. Советский Союз поставлял Гитлеру зерно, нефть и другие сырьевые ресурсы, а немцы даже передали Сталину крейсер «Лютцов», хотя Кригсмарине так нуждался в нем для ведения боевых действий против Великобритании. Каков был конец этого, казалось бы, крепкого союза, всем известно.
Автор — бывший министр национальной обороны. В 2004-07 годах он был вице-президентом Европейского парламента.