Пока показатели российской экономики неудовлетворительные
Мне кажется, я неоднократно поднимал тему стагнации российских экономических показателей. Постепенно начинают появляться экономические индексы за 2019 год, и эти цифры не впечатляют.
Если рассмотреть ВВП, самый ключевой индекс, то за 2019 год рост составил всего 1,3%. Примерно год назад я опубликовал статью «Подозрения в статистических подтасовках возникли и в России; правда и ложь о путиномике». В ней я отметил, что цель администрации Путина — превысить средний показатель роста по всему миру и к 2024 году войти в пятерку экономических сверхдержав. Для этого необходимо в год демонстрировать по меньшей мере более 3%, однако 1,3% за 2019 год — это цифра, которая далека от ориентира.
Честно говоря, содержание этих 1,3% также вызывает большие сомнения. В 2019 году в основном можно отметить только потребительские расходы. Тем не менее в этот же год доходы россиян выросли всего на 0,8%. Потребление увеличилось несмотря на это, что свидетельствует о долгах населения. В 2018 году кредитование в России выросло на 22,4%; в 2019 году — на 18,5%.
В России процентная ставка высока; кроме того, ЦБ пытается сдержать расширение кредитования, однако на фоне низких доходов россияне вынуждены брать кредиты, что подталкивает потребление.
Чтобы Россия вышла на стабильный рост, особую важность представляют инвестиции. Они необходимы и с точки зрения макроэкономики, и с точки зрения укрепления конкурентоспособности промышленности за счет ее модернизации. Тем не менее валовое накопление основного капитала, являющееся индексом инвестиций, в 2019 году составило всего 1,4%.
В соответствии с официальным экономическим прогнозом, представленным правительством России осенью прошлого года, после 2021 года рост должен выйти на 3% уровень, однако уверенности в этом нет.
Но правда ли, что в 2019 году российская экономика выросла на 1,3%?
Есть эксперты, которые сомневаются в этом. Например, по словам бывшего заместителя министра экономического развития России Алексея Ведева, ведущего экономиста Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, рост был максимум 1-1,1%.
Катастрофа в нетто-экспорте
Пока еще нет точной информации об объемах торговли в 2019 году, но по данным ЦБ о внешнеторговом сальдо, в 2019 году российский экспорт сократился на 4,5% по сравнению с прошлым годом, а импорт увеличился на 2,2%. В России экспорт по-прежнему серьезно превышает импорт, однако в 2019 году торговый профицит сократился. Нетто-экспорт оказался в застое.
Причина уменьшения экспорта в 2019 году в основном заключается в обвале цен на нефть и газ, которые являются основной продукцией. Поскольку стоимость определяется международными котировками, с этим ничего не поделаешь. Вместе с тем нельзя забывать о том, что именно по этой причине Россия как бы стремилась расширять экспорт несырьевой и неэнергетической продукции.
Об этом я рассказал в статье «Перспективы путинских проектов перестройки России». Итак, что было с экспортом несырьевой и неэнергетической продукции в 2019 году?
Пока подробностей нет, однако сообщается, что надежды не оправдались. Да, бывает, что экономика не развивается так, как это планировали власти. И в этом большой проблемы нет. Мне не нравится, что Россия перестала публиковать данные об объемах экспорта несырьевой и неэнергетической продукции.
Государственный институт поддержки несырьевого экспорта «Российский экспортный центр» публиковал ежемесячные данные на своем сайте, однако с июня 2019 года информация не обновляется.
Я думаю, это можно назвать плохой привычкой России. Когда объявляется о новой экономической политике, или если она реализуется успешно, информации предоставляется очень много. Тем не менее, если меры начинают буксовать, или же нет результатов, информационный поток тут же иссякает.
Таким образом, достижения пышно представленной политики не анализируются, и о ней постепенно забывают. Это случилось с импортозамещением, о котором было заявлено несколько лет назад, а сейчас ситуация повторяется с несырьевым экспортом. Если ничего не изменится, никто не будет серьезно воспринимать выдающиеся меры президента Путина и правительства России: «Опять начнут за здравие, а закончат за упокой».
Восстановлением займется новый кабинет Мишустина
Можно сказать, что из-за затруднительного положения, в котором оказалась российская экономика, в январе кабинету премьер-министра России Дмитрия Медведева пришлось уйти в отставку, и новым премьером был назначен Михаил Мишустин. Как я отметил в статье «Анализ политических перемен в России в январе», новый кабинет Мишустина стал командой реализации национальных проектов.
Ранее казначейством заведовал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов, которого считали сторонником строгой фискальной политики. Пост финансового министра он сохранил, однако должности вице-премьера лишился.
Вместо него был назначен Андрей Белоусов, которого также называют автором национальных проектов. Есть вероятность, что теперь правительство России будет проводить активную финансовую политику. Как я отметил в статье «Причина, по которой Россия продолжит проводить разумную финансовую политику; загадка российской экономики», ранее не только финансовую политику России, но и меры Центробанка можно было охарактеризовать фразой «безопасность превыше всего». Тем не менее в дальнейшем она может измениться.
Сразу же после назначения Мишустин призвал правительство и Центробанк к более тесному взаимодействию. Это напоминает мне 2013 год, когда кабинет Абэ и глава Центробанка Японии Харухико Курода (Haruhiko Kuroda) заключили соглашение о начале политики снятия денежных ограничений.
Уже 10 февраля Центробанк России снизил процентную ставку на 0,25%, и она составила ровно 6%. В сравнении с «базукой Куроды» снижение процентной ставки российским Центробанком — это не более чем водяной пистолет, однако можно говорить о некой гармонии, достигнутой с властями.
По прогнозам министерства экономического развития, экономический эффект от социально-экономических мер (большинство будут реализовываться в рамках национальных проектов), объявленных президентом Путиным во время январского послания Федеральному Собранию, в 2020 году составит 0,3%. Изначальный прогноз роста на 2020 год равнялся 1,7%, к нему добавятся эти 0,3%, поэтому в конечном итоге ожидается 2%.
Кроме того, инвестиции должны вырасти с 5 до 6%, доходы населения — с 1,5% до 2%, а доля бедных должна снизиться с 11,7 до 10,4%.
Вместе с тем я думаю, что большую важность, чем подобные краткосрочные экономические результаты, представляет эффективность национальных проектов в средней и долгосрочной перспективе решения накопившихся задач.
Если будут результаты в этом направлении, Россия сможет выйти на качественно новый уровень роста. Безусловно, опасность затухания национальных проектов, как это случилось с импортозамещением и несырьевым экспортом, велика, но я возлагаю надежды на кабинет Мишустина, поэтому буду следить за развитием событий.