Украинцы любят Польшу, а поляки — Майдан. Почему в стране некому работать (Вести, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В период с 2014 по 2019 год с Украины на заработки за границу выехали от 5 до 7 миллионов человек. После событий на Майдане темпы трудовой миграции побили все мыслимые рекорды, а безвизовый режим со странами ЕС только усилил тенденцию. Насколько опасны эти процессы для Украины?

Кадровый голод и пенсионный коллапс

В январском инфляционном отчете, Национальный банк подчеркнул критическую ситуацию с дефицитом трудовой силы на Украине. «Согласно результатам опросов предприятий, треть предприятий отмечала недостаток рабочей силы среди крупнейших факторов, ограничивающих их способность увеличивать производство. Это наибольшее значение за последние годы», — указывает НБУ.

Нехватка работников ощущался во всех базовых видах деятельности, наиболее остро — в строительстве и в перерабатывающей промышленности. Один из факторов нехватки рабочей силы — значительное количество уехавших работать за границу украинцев. Главная причина — вне Украины более высокая зарплата.

«Так, в 2019 году количество украинских трудовых мигрантов в Польше оценивалась почти в 1 млн человек. Значительная часть трудовых мигрантов — представители дефицитных ныне рабочих профессий», — указано в отчете.

Если средняя зарплата на Украине составляет 9-10 тыс. гривен, или около 370-400 долларов, то в соседней Польше этот показатель составляет около 1400 долларов США. Даже если украинский «заробитчанин» будет работать на минимальной ставке в 9 злотых за час, по 8 часов и только 5 дней в неделю, то он уже может зарабатывать более 7 тыс. гривен. Но чаще всего, как известно, в Польше украинцы работают по 6 дней в неделю по 10-12 часов. Даже при минимальной ставке, в таких условиях украинец может зарабатывать от 13 до 16 тыс. гривен. Кроме столицы и некоторых крупных городов, подобные зарплаты — большая редкость на Украине.

Слабым утешением в этой ситуации является то, что трудовая миграция создает большой приток валюты в страну. По данным НБУ, в 2019 году «заробитчане» перевели на Украину почти 12 млрд долларов, а в 2018 году этот показатель оценивался в 11 млрд. Валютные переводы из-за границы поддерживают платежеспособный спрос в стране и стимулируют потребление товаров на внутреннем рынке. Отток трудовых кадров подталкивает рост оплаты труда в стране, вынуждая работодателей повышать зарплаты в условиях скудного резерва рабочей силы.

Но большинство валюты, все-таки, идет на потребление импортных товаров, что никак не сказывается на развитии внутреннего рынка и национального производителя. Нехватка рабочих рук хоть и создает предпосылки для роста оплаты труда, но дефицит кадров уничтожает производство и национальный бизнес.

НБУ прогнозирует, что динамика валютных поступлений будет замедляться в ближайшее время — мигранты будут все меньше денег присылать в страну. Хотя регулятор видит в этом признаки сокращения темпов трудовой миграции, но в реальности это происходит потому, что все большее количество украинцев уезжают сами и забирают членов семей на постоянное жительство за границу.

Согласно статистике Министерства социальной политики, от 7 до 9 млн украинцев временно работают за границей, а 3,2 млн граждан трудятся на постоянной основе. И подобная тенденция отъезда «заробитчан» на ПМЖ в другие страны только набирает обороты. По данным обзора «GlobalEconomyWatch», в 2019 году потери трудовых ресурсов Украины оценивались в 1,5%. Наша страна возглавила мировой рейтинг по данному показателю.

Из-за трудовой миграции складывается критическая ситуация с функционированием системы социального обеспечения. На данный момент на Украине 11,3 млн пенсионеров и около 13,4 млн плательщиков единого социального взноса. На одного пенсионера приходится 1,2 работающих граждан. При нынешней демографической динамике и трудовой миграции, уже через 5 лет в стране будет больше пенсионеров, чем работающих. Это будет означать полный крах пенсионной системы и всей конструкции социальных гарантий государства Украина.

И эта удручающая перспектива надвигается даже вопреки тому, что был потерян «социально дефицитный» Крым. Также множество пенсионеров в ОРДЛО оказались жестоко дискриминированы государством и остались без пенсионного обеспечения. По подсчетам общественного фонда «Право на защиту», с момента начала боевых действий, Пенсионный фонд задолжал людям старшего возраста на Донбассе более 86 млрд. гривен.

По состоянию на 1 января 2020 года 75,4% украинских пенсионеров получают в среднем около 3 тыс. гривен или 125 долларов. Продолжается пенсионная реформа, которую начала предыдущая власть, а новая команда не стала ее отменять или существенно корректировать. Изменения направлены на увеличение возраста выхода на пенсию и резкое повышение требуемого минимального рабочего стажа.

Эта реформа и нищенские пенсионные выплаты — лучшая иллюстрация того, почему нужно уезжать с Украины или не платить налоги. Пенсионное обеспечение — это некий взгляд в будущее для нынче трудоспособных граждан, которые наблюдают перспективы собственной старости в этом государстве.

Почему поляки любят Майдан

В 2020 году заканчивается программа региональной поддержки отдельных стран ЕС из консолидированного фонда Евросоюза. В период 2015-2020 годов Польша получила 78 млрд евро на развитие инфраструктуры и стимулирование экономического роста. Страна стала крупнейшей страной-получателем средств европейской программы. Польское правительство открыто заявляло, что выстраивает долгосрочную стратегию развития экономики на основе привлечения от 3 до 5 млн рабочих рук с Украины.

Поляки прикрывались нашими «заробитчанами», откровенно саботируя общеевропейскую политику по приему мигрантов из Африки, Ближнего Востока и других регионов. Польские чиновники не стеснялись называть трудовых украинцев «беженцами». Таким образом, они утверждали, что выполняют квоты ЕС на прием вынужденных мигрантов.

За последние пять лет рост польского ВВП демонстрировал завидную динамику, значительно превосходя темпа по Евросоюзу. Если в 2016 году по темпам роста экономики Польша занимала в рейтинге МВФ 94 место в мире, то уже в 2019 году она переместилась на 17-е. По тому же рейтингу МВФ из стран ЕС Польша поднялась с 18 места в 2015 году и на 2-е в 2019 году. С уверенностью и без лишней скромности можно сказать, что «заробитчане» стали соавторами «польского экономического чуда».

Трудовая миграция украинцев в Польшу стремительно выросла с 2014 года. По данным Główny Urząd Statystyczny (госстата Польской республики) в сравнении с 2015 годом, в 2019 году в Польше выдано в 5 раз больше официальных разрешений на трудоустройство иностранцев. Из 1,6 млн польских разрешений на работу сроком до 6 месяцев, выданных за 2019 год, 91% получили украинцы. Количество официально трудоустроенных украинцев в Польше оценивается в 1,5 — 2 млн человек, а с учетом нелегальных работников, общее число может достигать 3,5 — 4 млн человек. Больше всего украинцы задействованы в отраслях сельского хозяйства, строительства, промышленного производства, транспорта, перевозок и логистики.

Мечты реформаторов

Обещанный премьером Алексеем Гончаруком 40% рост экономики за 5 лет выглядит как скучное фэнтези. Для 5% роста экономики в год требуется создание 5 млн рабочих мест и еще 2-3 млн малых предпринимателей. Темпы роста оплаты труда на Украине и в Польше, говорят о том, что эти 5 млн рабочих мест будут созданы, но не на Украине.

Более того, Кабмин намерен принять новое трудовое законодательство, которое откровенно ущемляет права наемных работников. Добавим сюда «прелести пенсионной реформы, налоговые демарши против малого и среднего бизнеса и прочие «новшества» Зе-команды реформаторов. Так мы получим продолжение депопуляции, усиление трудовой миграции и падение реального производства. Существующий экономический базис страны не способен обеспечивать текущий состав населения. «Сжимающаяся» экономика приводит к неминуемому выталкиванию украинцев за пределы страны в поисках приемлемых условий жизни.

Обсудить
Рекомендуем