Россия-Украина: почему компромисса в Мюнхене не получилось

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Главным скандалом недавней Мюнхенской конференции стала блокировка и шельмование мирного плана «12 шагов к большей безопасности для Украины». А ведь среди авторов плана были и недавние союзники Порошенко — американские генералы, командовавшие войсками НАТО в Европе. Неужели испугали только русские фамилии рядом с ними?

Украинская делегация из-за доклада «12 шагов к большей безопасности для Украины и евроатлантического региона» обвинила Россию в попытке нового «мюнхенского сговора» (по аналогии с известным документом 1938-го года, давшего Гитлеру зеленый свет для оккупации Чехословакии). А Европу при этом украинские политики заподозрили в том, что она с подачи Москвы «сдает» Донбасс и Украину в целом. Просить о помощи украинской стороне в этих условиях пришлось Вашингтон. В итоге, хотя главной темой конференции по безопасности, проходившей в столице Баварии 14-16 февраля, был объявлен кризис идентичности Запада и утрата им своего влияния на мировую политику, чаще всего на форуме и в его кулуарах звучали слова «Китай» и «Россия». Последняя упоминалась в привязке к теме антироссийских санкций и как раз в связи с Украиной. Об этом мы и поговорим подробнее.

Смысл «шагов к миру»

Что же такого «скандального» содержал аналитический доклад «Двенадцать шагов к большей безопасности в Украине и Евроатлантическом регионе», текст которого появился на официальном сайте конференции в день ее открытия, 14 февраля? Автором доклада стала Группа лидеров по вопросам евро-атлантической безопасности («Euro-Atlantic Security Leadership Group»). Документ подписали ряд высокопоставленных американских и британских военных в отставке, а также европейских, российских и американских политиков и экспертов, в том числе бывший министр обороны Великобритании Десмонд Браун, бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, президент Фонда Карнеги Уильям Бернс, бывший главком объединёнными вооруженными силами НАТО в Европе Филипп Марк Бридлав, глава Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер, а также трое украинских экспертов.

В докладе был предложен ряд шагов по урегулированию конфликта в Донбассе, в том числе: поиск пропавших без вести, разминирование, создание в рамках «нормандского формата» группы по диалогу в военной сфере, разработка плана реконструкции Донбасса с участием ЕС и России, восстановление работы Совместного центра по контролю координации режима прекращения огня. Кроме этих вполне безобидных тактических инициатив, было ещё несколько предложений стратегического характера: перевод переговоров по прекращению огня в Донбассе в рамки «нормандского формата», возобновление сотрудничества ЕС и РФ по ряду вопросов, создание «дорожной карты» с целью «изменения ситуации» с антироссийскими санкциями. Документом предусматривался «пряник» для России: частичная отмена антироссийских санкций после частичного выполнения Минских соглашений. В то время как официальная позиция Евросоюза — «утром деньги, вечером стулья», то есть санкции в обмен на полностью реализованный «пакет» Минских соглашений. В котором Запад, напомним, всегда делает акцент на пункте о восстановлении украинскими пограничниками контроля над госграницей на всей территории конфликта до его полного всеобъемлющего политического урегулирования.

Кто против?

Документ вызвал резко негативную реакцию украинской делегации, участники которой посчитали, что фактически в докладе идет речь о возобновлении диалога и сотрудничества между ЕС и Россией — при полном игнорировании претензий Украины по Донбассу и Крыму. Участвовавший в конференции в качестве лидера украинской партии «Европейская солидарность» бывший президент Украины Петр Порошенко поспешил заявить, что этот документ является «планом Кремля». Вот как он высказался: «Мир на российских условиях. А для Украины такой план — капитуляция. Этот план — выведение России из-под санкционного режима». С целью «не допустить предательства» украинская делегация с подачи Порошенко немедленно мобилизовала свои контакты среди европейских и американских политиков, в первую очередь в Атлантическом Совете (Atlantic Council).

Напомним, Атлантический Совет — влиятельный американский аналитический центр, основанный при НАТО в 1961 году для обсуждения политических, финансовых и прочих вопросов политиками и бизнесменами по обе стороны Атлантики. Штаб-квартира организации располагается в Вашингтоне, в настоящий момент совет возглавляет бывший посол США в России Джон Хантсман. Участники этого форума дают рекомендации администрации Белого дома по вопросам внешней политики и взаимоотношениям со странами Европы и Россией. Так, в 2018 году экспертами Совета было рекомендовано правительству США усилить санкционное давление на Россию, а также более эффективно «отслеживать российские пропагандистские СМИ» при содействии ЦРУ, ФБР и других правительственные агентств. В июле прошлого года Генеральная прокуратура РФ признала Атлантический Совет «нежелательной организацией».

Но вернемся к скандалу в Мюнхене. В тот же день на сайте Атлантического Совета появилось контр-заявление, подписанное двадцатью шестью политиками и экспертами, среди которых в основном хорошо известные в России имена: бывший заместитель госсекретаря США и посол в НАТО Николас Бернс, бывший посол США в РФ и заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу, бывший посол США в России Майкл Макфол, несколько бывших послов Соединенных Штатов в Украине и др. Подписанты этого заявления отметили, что, хотя большинство предложенных в «Двенадцати шагах» инициатив носят конструктивный характер и действительно «могут быть полезны в урегулировании конфликта в Донбассе», пара из них являются калькой «предложений Кремля». Какие же?

Буквы оказались не те

Прежде всего, у Атлантического Совета были претензии и к формулировкам в документе: дипломатов особенно возмутило совпадающее с российской позицией упоминание «карательных операций» в Донбассе. Ну и, конечно, весь документ, с точки зрения Атлантического Совета, делают неприемлемым «неправильные формулировки» в его начале, которые не возлагают ответственность за «развязывание войны в Донбассе на Россию».

В первых предложениях «Двенадцати шагов» речь идёт о «конфликте в Украине и связанным с ним всплеском насилия». По мнению авторов контр-заявления, таким образом Москва (судя по всему, руками подписавших документ Ишингера и Бридлава) снимает с себя всякую ответственность за происходящее. «Это описание извращает истинные проблемы и делает нахождение решения невозможным», — сказано в заявлении Атлантического Совета. В нем также обозначено, что без вмешательства России «не было бы никакого «конфликта внутри и вокруг Украины». По сути, критики «Двенадцати шагов» отвергают любые формулировки, кроме определяющих Россию как страну-агрессора.

Идею постепенного ослабления антироссийских санкций эксперты Атлантического Совета также посчитали контрпродуктивной — как «подрывающую позицию» Евросоюза. Которая как раз заключается в том, что для отмены санкций должны быть реализованы все пункты Минских соглашений. (Тот факт, что украинской стороной вопреки Минским соглашениям все эти годы сохранялась блокада Донбасса и не были выполнены пункты об особом конституционном статусе для его территорий и амнистии для активистов ДНР и ЛНР, авторы контр-заявления Атлантического Совета просто опустили.)

МИД Украины сделал официальное заявление, согласно которому документ «Двенадцать шагов» содержит тезисы, не являющиеся «официальной позицией украинского государства». А также не являющиеся официальной позицией Мюнхенской конференции, а лишь частной инициативой ряда политиков и экспертов. И поэтому доклад не может рассматриваться в качестве основы для переговорного процесса по урегулированию ситуации в Донбассе.

Доклад снят — забудьте?

В итоге под давлением критики доклад «Двенадцать шагов» был снят с официального сайта Мюнхенской конференции. Он вернулся на этот сайт только 16 февраля, в последний день работы форума. Депутат партии «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко эмоционально высказался на своей странице в Фейсбуке: «Мы благодарны всем нашим международным друзьям, которые последовательно занимают проукраинскую позицию на всех международных площадках». Пресс-секретарь Петра Порошенко заявил следующее: «Мюнхенская конференция едва не стала местом „мюнхенского сговора" против Украины». Порошенко, хотя и не критиковал прямо нового украинского президента Владимира Зеленского в своих многочисленных интервью на полях конференции, не обошелся без прозрачных намеков на то, что Киеву стоит более жестко и открыто отстаивать свою позицию, избегая размытых и осторожных формулировок из боязни «вызвать раздражение Владимира Путина».

Одной только критикой в отношении авторов плана мирного урегулирования не обошлось. 17 февраля за свое участие в разработке плана «Двенадцать шагов к большей безопасности в Украине и евроатлантическом регионе» председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер был внесен украинским сайтом «Миротворец» в базу врагов Украины с формулировкой «за покушение на суверенитет и территориальную целостность Украины, участие в пропагандистских мероприятиях России против Украины». Напомним, что МИД Германии еще в 2018 году потребовал от Киева прекратить деятельность этого портала, после того как в его список был включен экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. Сам же Вольфганг Ишингер, новоиспеченный «враг Украины», предпочел не драматизировать ситуацию. «Нет причины так возмущаться. Мы делаем много разных предложений и надеюсь, что время от времени мы делаем разумные предложения», — примирительно сказал Ишингер. Эксперт отметил, что в рекомендациях авторов доклада могут быть «спорные вещи», но это не делает их автоматически пророссийскими.

Украина в «мюнхенской» повестке дня

Тем временем, пока украинское руководство отвергает даже такие «центристские» предложения по мирному урегулированию, внимание к теме Украины и ее внутреннего конфликта и в Европе, и в США постепенно снижается. Начинает чувствоваться «усталость» от затяжного конфликта в условиях отсутствия «прорывных» решений.

В этом году украинская делегация осталась разочарована недостаточным, по ее мнению, вниманием к проблемам Донбасса и Крыма, а также снижением интереса к ситуации вокруг Украины в целом. Президент Зеленский заметил, что огорчен тем, что в традиционно публикуемом перед началом конференции ежегодном докладе по основным вызовам безопасности Украина была упомянута «всего» восемь раз. Для сравнения, в прошлом году Украина упоминалась в этом документе тридцать пять раз, в 2018 году — двенадцать. Недовольны остались украинские политики и эксперты и тем, что конфликт в Донбассе авторы доклада поместили на последнее место в рейтинге десяти наиболее значимых конфликтов в текущем году. Владимир Зеленский заметил, что «все рано начали успокаиваться». В этом кроется опасная, с его точки зрения, тенденция, поскольку такие серьезные проблемы «не должны терять свою актуальность, пока не будут решены полностью». Зеленский также подчеркнул, что речь должна идти не о «войне в Украине», а о «войне в Европе», и что Украина должна восстановить свою территориальную целостность, вернув в свой состав не только Донбасс, но и Крым.

Президент Украины озвучил инициативу о разведении сил вдоль линии разграничения в Донбассе по «секторальному принципу». При этом предполагается, что переход от одного сектора к другому будет осуществляться только после того, как миссия ОБСЕ подтвердит отсутствие в нем войск и военной техники. Зеленский пообещал ознакомить в ближайшее время со своей идеей лидеров «нормандской четверки». Однако эта инициатива не вписывается в рамки Минских соглашений, за соблюдение которых, причем пакетное, собственно, так ратуют и Германия, и Франция. И полное выполнение которых Россией рассматривается Евросоюзом как непременное условие для возможной отмены антироссийских санкций. Владимир Зеленский также заявил о своем желании провести выборы осенью этого года по всей территории Украины, включая «Донбасс, Луганскую область и Крым». Этот тезис — уже точно для «внутреннего рынка», поскольку ясно, что российская сторона на такие выборы никогда не согласится.

Чего же хочет Атлантический Совет?

Мюнхен — это прежде всего площадка для громких политических заявлений. Такая реакция со стороны американских дипломатов в ответ на просьбу украинских политиков была предсказуема — они крайне заинтересованы в том, чтобы документ «Двенадцать шагов к большей безопасности для Украины и евроатлантического региона» не восприняли как поворот к «умиротворению» в отношении России. Хотя весьма вероятно, что, если бы не столь бурная реакция украинской делегации, доклад и не привлек бы столько внимания. Плюс существует еще фактор Польши. Правительство которой демонстрирует непримиримую позицию по отношению к руководству России и периодическое недовольство европейскими партнерами, опираясь при этом на поддержку Вашингтона.

Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович на брифинге в ходе Мюнхенской конференции заявил, что Россия представляет серьезную угрозу для интересов Запада. Он отметил, что польские власти категорически не разделяют мнение президента Франции Эммануэля Макрона о том, что антироссийские санкции не имели результата и нанесли вред самим европейцам. «Мы считаем, что санкции нужно сохранить. Мы считаем, что Россия представляет собой очень серьезную угрозу, что она серьезный игрок, действующий в ущерб интересам Запада, в ущерб демократии. Поэтому Европа и Евросоюз должны объединиться здесь с другими странами, прежде всего, с США», — добавил глава польского МИД. Собственно, «польской» моделью апеллирования к Вашингтону воспользовались и украинские политики. Выразил понимание польских страхов и президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, когда говорил на конференции о необходимости нового, более конструктивного подхода Европы к России, основанного не только на критике. Штайнмайер подчеркнул, что новый подход не должен формироваться без участия и тем более за счет стран Центральной и Восточной Европы (Польши, Венгрии, стран Балтии и др.).

Европа: два подхода к России

До 75-летнего юбилея Победы, очевидно, будет только нарастать риторика польских властей и сторонников той позиции части западных элит, которая направлена на перенесение части вины за развязывание войны 1939-1945 гг. с нацистской Германии на СССР — а заодно и на Россию как правопреемницу Советского Союза. Ещё много будет сказано о якобы существующих «параллелях» между концом 1930-х и 2014-м годом. Поэтому в краткосрочной перспективе ни о каком смягчении позиции Запада по отношению к России на таком эмоционально окрашенном фоне говорить не приходится.

Одновременно с этой риторикой будут усиливаться и центробежные тенденции внутри ЕС, «размывающие» его единую позицию. Центробежные силы усилятся в связи с Брекситом и ослаблением роли Германии в европейских делах из-за предстоящего ухода Меркель и провала ее операции «Преемник».

От того, кто именно наследует Меркель, во многом будет зависеть и политический профиль Европы. Той Европы, которой придется делать выбор, чью сторону принять по отношению к «возвращению» в нее России.

Эта поляризация внутри ЕС обозначилась уже и в Мюнхене. Эммануэль Макрон озвучил на конференции своё мнение, и оно таково, что без России говорить о безопасности в Европе невозможно. Франция, оставшаяся единственной ядерной державой в ЕС после Брексита, сейчас вполне прозрачно пытается перетянуть одеяло военного лидерства в Евросоюзе на себя. Макрон может позволить себе в определенной степени оппонировать американцам, тем более что он позиционирует себя как политический наследник де Голля. К тому же, в истории и вправду почти нет примеров того, чтобы санкции меняли ментальность руководства страны, против которой эти санкции направлены.

Однако для «старой» и «новой» Европы российская тема — это два совершенно разных сценария, два различных уровня угрозы. «Старая» Европа (Франция, Италия, Германия), возмущаясь нарушением Россией правил игры, всерьез обеспокоена сохранением экономического сотрудничества с Россией. «Новички» (в лице Польши, стран Балтии, Румынии и т.д.) прежде всего озабочены своей безопасностью. Ментальное наследие холодной войны и складывающаяся в этих странах культура памяти, «отягощенной» соседством с Россией, продолжают оказывать влияние на их внешнюю политику. Хотя и в этом лагере часть политиков и экспертного сообщества исходят из того, что Россию нельзя исключать из переговорного процесса.

В Мюнхене антикитайская линия победила антироссийскую

Интересно, что на Мюнхенской конференции этого года в глаза бросалась откровенная антикитайская направленность американской делегации в Мюнхене — лейтмотивом практически всех выступлений ее участников стало предостережение европейцев от подключения к процессу создания инфраструктуры мобильной связи пятого поколения (5G) китайского гиганта Huawei. Антикитайская риторика — это, похоже, единственная сфера, в которой достигнут устойчивый консенсус между демократами и республиканцами. Будущее противостояние с Китаем в борьбе за глобальное лидерство — именно оно становится фундаментальным направлением внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов. Остальное идет фоном. Не имея больше возможностей для того, чтобы быть глобальным лидером, США все равно остаются самым мощным игроком и намерены инвестировать все свои экономические, военные и политические ресурсы в сохранение статуса сверхдержавы.

Что в сухом остатке для российско-украинских отношений

Значение украинской темы в европейской и в целом в западной повестке дня снижается. Европа и США, безусловно, «устали» от конфликта вокруг Украины — так это всегда происходит со всеми длительными конфликтами. Стирается острота восприятия, накапливаются политические и экономические издержки от конфликта, наступает моральная усталость. Америка сейчас полностью завязана на противостоянии с Китаем, остальные темы для неё сопутствующие. А Евросоюз, испытывающий напряжение от дезинтеграционных тенденций и проблемы беженцев, тоже устал решать нерешаемую задачу. Сейчас снова вспоминают слова канцлера-объединителя Германии Гельмута Коля, который в 2014 году сказал, что так называемая Восточная политика ЕС, «мягко говоря, не была идеальной, в том числе и в отношении Украины». И что Евросоюзу «не хватило такта в отношениях с Россией; европейские политики и дипломаты не учли болезненность этой темы для неё».

Предложенный экспертами план «Двенадцать шагов к большей безопасности для Украины и евроатлантического региона» стал попыткой поиска новых рамочных условий для восстановления диалога ЕС с Россией. Без которого в принципе невозможно говорить о евроатлантической безопасности. Собственно, об этом и говорил глава Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер, подчеркивая, что Европа не должна отдаляться от России, а, напротив, должна усиливать диалог с ней. А Запад должен привлекать Россию к сотрудничеству и «держать двери открытыми», поскольку нынешнее состояние «глобального отсутствия безопасности абсолютно неприемлемо».

Разнонаправленные интересы

Европа, бесспорно, пытается способствовать примирению России и Украины. Интересно, что на последних переговорах в «нормандском формате» в ноябре прошлого года в Париже тема Крыма не поднималась. Почему? В экспертных кругах существует версия, что об этом попросила Владимира Зеленского канцлер Ангела Меркель. Мотив канцлера — сделать так, чтобы переговоры с самого начала не зашли в тупик и стал возможен нормальный переговорный процесс. Но это не более чем разовая тактическая уловка в интересах дела. Пока что к реальному переговорному прорыву она не привела. Минские соглашения не работают, ситуация в Донбассе зашла в тупик, добиться прекращения огня сторонам не удаётся, поскольку у всех активных участников слишком разнонаправленные интересы.

Тем не менее, тлеющий конфликт в Донбассе нужно либо решать кардинально, либо переводить в статус замороженного, по аналогии с приднестровским. С апреля 2014 года жертвами конфликта в Донбассе стали уже более тринадцати тысяч человек, еще двадцать пять тысяч получили ранения. Чудовищные цифры!

Возможен и прорыв на другом направлении, помимо европейского, где Германия и Франция, как гаранты процесса мирного урегулирования в Донбассе, упирают на выполнение всех пунктов Минских соглашений. США, не являясь участниками «нормандского формата», могут быть готовы к более широкому набору сделок. Тем более, что это отвечает «бизнес-стилю» политики президента Трампа с его «сильными» решениями.

У России же есть свои интересы и свои ограничения. Москва заинтересована в том, чтобы оставаться гарантом процесса мирного урегулирования, не превращаясь из посредника на переговорах в одну из «договаривающихся» сторон. К чему ее всеми силами пытается подтолкнуть сейчас Украина, чтобы зафиксировать для Москвы статус «ответчика» в конфликте. Минские соглашения Россию стороной конфликта не называют, и в этом смысле они выгодны для России. Проблема в том, что их выполнение на данном этапе зашло в тупик и выход из этой патовой ситуации пока не просматривается.

В итоге пока — тупик. И выход из него возможен только на основе компромиссов, попыткой нащупать которые и являлся текст о «двенадцати шагах». В ходе своего выступления на конференции в Мюнхене министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал перестать культивировать идею «российской угрозы» и начать налаживать диалог по вопросам безопасности в Европе. Пожалуй, пока это единственный конструктивный вариант для движения вперед.

Обсудить
Рекомендуем