Вручение премии за лучшую режиссерскую работу Роману Полански за фильм «Офицер и шпион» повлекло за собой целую волну поддержки в адрес актрисы Адель Энель, главным образом со стороны женщин.
Этот кадр с 45-й церемонии вручения премии «Сезар» затмил все остальные: Адель Энель (Adèle Haenel) и Селин Сьямма (Céline Sciamma) вышли из зала после объявления Романа Полански (Roman Polanski) победителем в номинации «лучшая режиссура». Их примеру последовали еще около десяти человек, в том числе актриса Айсса Майга (Aïssa Maïga), которая заявила «Монд», что была потрясена победой Полански: «Я была совершенно ошеломлена, напугана и возмущена. Я подумала обо всех тех женщинах, которые наблюдали за победой этого мужчины, обо всех прочих, о жертвах изнасилования и сексуальной агрессии». Недовольство также выразили присутствовавшие на церемонии Дебора Франсуа (Déborah François), Сара Форестье (Sara Forestier), Лор Калами (Laure Calamy) и Мати Диоп (Mati Diop).
Решение Адель Энель выйти из зала стало отражением глубокого раскола во французском кинематографе, где уже не первый год бушуют споры вокруг вопроса: «Стоит ли удостоить почести Романа Полански и вручить ему премию?» Как мы видим, Академия дала положительный ответ, но с пятницы раздается немало голосов в поддержку Адель Энель. За редкими исключениями (Сванн Арло назвал выбор лауреата «непонятным») возмущение в своей массе исходило от женщин: им принадлежит всего 35% голосов в Академии.
«В этой стране воняет»
Многие из выступивших с протестом женщин (Виржини Депант, Адель Экзаркопулос, Элоди Фреже и другие…) уже говорили о сексуальной агрессии. Американка Роуз Макгоуэн (Rose McGowan), которая одной из первых дала показания против Харви Вайнштейна (Harvey Weinstein), открыто поддержала режиссера и актрису из Франции в Twitter: «Дорогие Адель и Селин, я знаю, что значит быть в одиночестве и бороться за справедливость. (…) Не сдавайтесь!» На сторону актрисы стала и Сандрин Руссо (Sandrine Rousseau), экономист, евродепутат от партии «Европа-Экология-Зеленые», президент ассоциации Parler (поддерживает жертв сексуального насилия) и одна из первых женщин-политиков, которые заявили о сексуальной агрессии в отношении себя. Андреа Бескон (Andréa Bescond), режиссер фильма «Щекотка», который рассказывает о пережитом ей в детстве насилии, отреагировала на случившееся длинным сообщением в Instagram: «Я узнаю себя в словах Сванна (Арло), в поспешном и пропитанном страшным гневом уходе Адели, Ноэми и Селин (Энель, Марлан и Сьямма, актрисы и режиссер „Портрета девушки в огне")… Но не все потеряно! Тем, кто поддерживают Полански (…), не нужно со мной контактировать, наш разговор будет бесплодной и токсичной потерей времени, мне это не нужно».
В сложившейся напряженной обстановке, где каждому приходится выбрать свой лагерь, актеру Жилю Лелушу пришлось публиковать разъяснения после того, как на него обрушились враждебные послания: «Я поддержал моего друга Жана Дюжардена (Jean Dujardin), а не Полански. Как и многие другие, я поражен тем, что ему дали „Сезар" в этом году. Но точно так же меня поражают существующие сегодня упрощения и смешение понятий». Члены съемочной группы «Офицера и шпиона» не привлекали к себе внимания после заявления об отказе от участия в церемонии и практически не отреагировали на присуждение премии. Лишь Жан Дюжарден опубликовал ряд сообщений в Instagram. На последнем фото (впоследствии его удалили) он находится в парижском аэропорту в медицинской маске. Подпись: «Я сваливаю, в этой стране воняет». Супруга Романа Полански Эммануэль Сенье (Emmanuelle Seigner) осудила в этой же соцсети «ложь жаждущих славы сумасшедших истеричек», а затем закрыла свой аккаунт.
«Встаем. Уходим»
На следующий день после церемонии Адель Энель описала на сайте агентства журналистских расследований «Медиапарт» свои впечатления следующим образом: «Они хотели отделить человека от артиста, но сегодня отделяют артистов от мира». Такая формулировка перекликается с причиной вызванного вручением премии возмущения: речь идет о сложившемся у многих ощущении, что голосовавшие не приняли во внимание жертв.
«Если вам так дорого то, чтобы кино оставалось праздником, не насилуйте, не трогайте зад, грудь, бедра женщин, которые не дали на то согласия, — на редкость резким тоном пишет Марлен Шьяппа (Marlène Schiappa) в „Либерасьон". — Вы больше не хотите криков, демонстраций, скандалов, уходов из зала? Поддержите женщин. (…) Не покрывайте тех, кого обвинили в изнасиловании». Министр культуры Франк Ристер (Franck Riester) в свою очередь подчеркнул на волнах радио «Европа — 1» свое недовольство тем отрицательным сигналом, который подает эта награда «в тот самый момент, когда в нашей стране падает занавес, скрывающий сексуальную и сексистскую агрессию».
После быстрого восхождения в центр общественного внимания движения #MeToo, призывающего женщин не молчать, многим хотелось бы, чтобы такой жест, «выход из зала», получил распространение. Уйти, чтобы продемонстрировать свою несгибаемость и гнев. 1 марта Виржини Депант взяла в «Либерасьон» целое обращение от имени всех, кто выразил свое возмущение: «У вас есть власть и прилагающееся к ней высокомерие, но мы не станем молча сидеть. Вы не заслужили наше уважение. (…) Все кончено. Мы встаем. Уходим. Кричим. Посылаем вас куда подальше».
Разгневанные феминистские ассоциации в свою очередь скликают своих сторонников на протестные акции: так, коллектив «Все мы» зовет на демонстрацию 8 марта.