Операция была хорошо продумана. Ученый, карьера которого идет в гору, его обожают в родном поселке и уважают за исследования в области молекулярной кардиологии. Известный научный деятель с добрым лицом, который, благодаря дипломам, получал образование в лучших университетах. Ему была поручена сравнительно легкая миссии. Внешний вид играл ему на руку. Эктор Алехандро Кабрера Фуэнтес, коренастый мужчина невысокого роста, родился 35 лет назад в поселке Эль-Эспинале, одном из самых бедных штатов Мексики Оахаке. В его паспорте стояло несколько виз, поэтому он без проблем путешествовал по США, Франции или Германии. Одним словом, идеальный кандидат для выполнения операции российских спецслужб.
В последнем задании, которое ему поручили, мексиканец должен был предоставить фотографии и данные об информаторе ФБР, которое занимается вопросом о деятельности российской разведки во Флориде. Однако что-то пошло не так и агента Карла из Оахаки задержали 17 февраля в Майами. Прямо как в триллере о холодной войне, Кабрера, оказавшись между двух сверхдержав, признался ФБР в том, что российская сторона заставила его стать информатором в обмен на помощь по вывозу из страны своих двух дочерей, которых ему родила русская жена. Когда о деле узнали СМИ, то начали появляться невероятные заголовки. Например, «Признание, которое означает конец репутации одного из самых многообещающих ученых Мексики», или «Две жены, которых разделяет расстояние более 8 000 километров», или «На трех континентах разворачиваются события шпионского заговора и международного сговора».
Работает на Путина? Российский шпион? Другая жена? «Это ложь», — утверждает его 66-летняя тетя Ана Гарсия. Для жителей Эль-Эспиналя, где проживает 10 тысяч человек, Эктора Кабреру считают почти героем. Он получил стипендию для обучения в Казанском университете по специальности микробиология, а также награду тогдашнего президента Дмитрия Медведева за лучшую диссертацию. Кабрера — почетный профессор Гиссенского университета в Германии. Он входит в Европейское общество кардиологов и работает по контракту в Национальным университете Сингапура в качестве одного из ведущих исследователей в области сердечно-сосудистых заболеваний.
В Оахаке Кабрера был гением, говорил на шести языках и достиг невероятных высот, будучи родом из места, где раньше выращивали только пшеницу и сорго. «Я родился в том месте, где люди вынуждены усердно работать, чтобы жить лучше. Именно благодаря этой мысли я достиг этого успеха», — написал исследователь в письме Гиссенскому университету в 2017 году. «В голове не укладывается, что мой дорогой Эктор — шпион», — сетует его дядя Хавьер Фуэнтес, которому 64 года. В родном поселке некоторые считают, что это всё злой умысел США, которые таким образом пытаются уничтожить его репутацию из-за научных исследований.
До задержания Эктор Кабрера работал научным сотрудником в Медицинской школе Университета Дьюка и в Национальном университете Сингапура, где каждый месяц получал 7,5 тысяч долларов. Кроме того, он зарабатывал 5 тысяч долларов в израильской компании, расположенной в Германии. На суде во Флориде он признал, что общая сумма его сбережений, сто тысяч долларов, хранится на банковских счетах в Мексике и США.
Он выделял часть этих средств для помощи населению родного села. «Я смотрела на него и думала: «Хочу стать такой, как он», — рассказывает 17-летняя Нашира Солорсано, которой помогала ассоциация «Больше исследователей в Оахаке», основанная Кабрерой во время проведения исследования в октябре прошлого года. «Я никогда и не мечтал, что смогу побывать в Сингапуре, он открыл мне перспективы того, каким музыкантом и человеком хочу быть. Он нам очень сильно помогал», — рассказывает 17-летний Йоэль Матус, член группы «Жемчуга и алмазы», играющей на маримбе. Благодаря усилиям Кабреры он посетил Азию в 2017 году.
Единственной подтвержденной версией того, какую роль играл Кабрера, являются его показания в ходе устного слушания, состоявшегося во Флориде в понедельник, 17 февраля, когда Кабрера подтвердил, что начал заниматься шпионажем в 2018 году. В 2004 году Кабрера приехал в Воронеж, промышленный город в центральной части России. Он совершенно не говорил по-русски, а в те времена часто совершались нападения на иностранцев, Кабрера не стал исключением, однажды его избили. В 2005 году он уехал в Казань, город в Республике Татарстан, недалеко от Урала, где прожил пять лет и, по данным различных источников, был выдающимся учеником. Казанский федеральный университет, одно из главных высших учебных заведений в стране, отказался комментировать эту ситуацию и удалил все страницы, где упоминается имя Кабреры.
В Казани Кабрера женился на мусульманке Алие Валеевой. По настоянию тещи традиционная церемония состоялась в главной мечети Татарстана. В местной газете вышла статья о том, что молодой мексиканец, студент, женился на татарке. На свадебной фотографии, в качестве иллюстрации к статье, Кабрера в традиционном татарском головном уборе улыбается. Она стоит с букетом розовых роз, голова украшена белой вуалью. «Алехандро прекрасно говорил по-русски, без акцента, знал много слов на татарском», — рассказывает Лика Исаева, которая брала у него интервью для местного журнала «Наш дом — Татарстан». Лика Исаева, которая сейчас работает журналистом в «Комсомольской правде», поясняет, что Кабрера был очень общительным, а его тогдашний знакомый подчеркивает, что мексиканский ученый был «ловеласом».
В 2010 году Кабрера и Валеева вместе переехали из Казани в Германию. Они прожили там несколько лет, потом ученый уехал работать в Сингапур. Уже давно ни Лика Исаева, которая многие годы поддерживала связь с парой, ни другие знакомые в Казани, ничего не знают о жизни Алии Валеевой и их двоих дочерей. Они даже не уверены в том, вернулась ли Алия в Татарстан, однако убеждены, что они всё еще женаты. Кроме того, они считают, что Кабрера пытался получить для них визы и документы.
По данным судебного следствия США, российский агент предложил Кабрере облегчить отъезд его дочерей из России, которые вернулись из Германии вместе с матерью для оформления паспортов и были задержаны сотрудниками российской таможни по неизвестным причинам, в обмен на участие в операции. «Мы можем помочь друг другу», — сказал Кабрере загадочный незнакомец, который разыскивал его после конференции в Москве.
С тех пор Кабрера начал сотрудничать с российскими спецслужбами, за последние месяцы побывал в Москве по меньшей мере пять раз. Во время своей последней операции, по приказу российских спецслужб, Кабрера должен был найти машину информатора ФБР, сфотографировать номерной знак и записать местонахождение автомобиля. Для этого он прокрался в комплекс жилых домов в Майами, воспользовавшись тем, что дверь была открыта, так как на территорию въезжала другая машина. Его действия были настолько очевидны, что привлекли внимание службы безопасности здания. Через несколько минут сотрудники увидели, как мексиканец с женой делают фотографии на телефон, и выгнали их с территории.
Эта ситуация показалась подозрительной, поэтому в аэропорту их попросили пройти дополнительный осмотр. Сотрудники взяли телефон жены Кабреры и обнаружили изображение номерного знака транспортного средства информатора правительства США в папке «Недавно удалены», которое было отправлено в WhatsApp. «Когда его спросили об изображении, Кабрера Фуэнтес признался, что он поручил жене сделать этот снимок», — говорится в заявлении. Преждевременное признание вины, отсутствие секретной сети для передачи подобной конфиденциальной информации и провал операции никак не соответствуют характеристике иностранного шпиона, которую предоставляет американская прокуратура.
Благодаря разговору главы поселка с женой Кабреры можно раскрыть неизвестные детали о том, что произошло за несколько часов до ареста, то есть после инцидента со службой безопасности жилого комплекса. «Они должны были вылететь в Мексику после обеда [16 февраля], приехали впритык, у них так часто получается», — рассказывает Асаэль Матус. Пара проходила паспортный контроль, их попросили достать телефон. «Она мне рассказала, что их развели по отдельным комнатам и допрашивали до двух или трех часов ночи», — продолжает рассказ Асаэль Матус. Согласно этой версии, пара пропустила рейс и провела ночь в отеле Майами. На следующий день Кабрера вернулся в аэропорт с женой и дочерью, отдал им два посадочных талона и сказал: «Я не лечу, должен остаться, нужно решить одну проблему». Жена была крайне удивлена.
По данным дипломатических источников, российская разведывательная служба могла быть заинтересована в наблюдении за «группой российских предателей», проживающих в Майами. Считается, что у российской разведки было «что-то на него», что могло навредить Кабрере, вот он и согласился сотрудничать. Это, как отмечают дипломатические источники, не редкость.
Власти США обвиняют его в сговоре и работе на иностранное правительство. В случае признания его виновным Кабрере грозит пожизненное заключение. «Больше всего семью беспокоит то, что Эктор остался совершенно один, никто не отвечает на телефонные звонки, все отвернулись», — рассказывает Асаэль Матус, который на прошлой неделе направил письмо мексиканскому правительству с просьбой помочь Кабрере.
В этом деле дорога каждая секунда. Счета Кабреры заморожены, его родственники пытаются найти три миллиона песо, более 150 тысяч долларов, чтобы нанять адвоката, ведь судебное заседание начнется 3 марта. Банки отказали в кредите, его близкие и родные уже объединились, чтобы найти деньги. Глава поселка, соседи, музыканты и молодые студенты постоянно обсуждают то, что произошло с самым известным жителем Эль-Эспиналя. Неужели он своими открытиям разозлили крупнейшие фармацевтические компании? Неужели Кабрера — разменная монета в споре между Россией и США? Неужели это один из примеров преследования ученых? «Мы хотим, чтобы его не только освободили. Мы просим, чтобы было беспристрастное разбирательство и реальная защита Эктора», — сказал Асаэль Матус.