Видимо, не одному мне будет совестно из-за попыток записных борцов с расизмом вдохнуть новую жизнь в выдохшийся спор о «белой привилегии». Если вы действительно собираетесь побороть расизм, то поддерживать антирасистскую индустрию — это последнее, что стоит делать. Они неплохо наживаются, изобретая проблемы на ровном месте — ведь за их решение им хорошенько платят, пишет журналист Малкольм Кьеюне.
Некоторые приметы времени сперва невероятно популярны, а затем бесшумно и бесследно исчезают. Например, дискотеки. Народные дома (шведский аналог советского дома культуры — прим. перев.). Брюки клёш. Немного ближе современности — повальное увлечение в Швеции терминами вроде «белой привилегии». Своего пика эта мода достигла в середине 1990-х, но начала сходить на нет к концу десятилетия. Однако своей колонкой в газете «Гётеборгс-постен» генеральный секретарь Ордена чайной ложки (правозащитная организация с упором на мультикультурализм — прим. перев.) Ловиса Фагер Хавделин (Lovisa Fhager Havdelin) предприняла доблестную попытку ее возродить.
Шведское двоемыслие
Чтобы понять отношение шведов к феноменам вроде «белизны» и расизма, приходится держать в голове две противоречивые мысли одновременно. В извечной борьбе против Шведских демократов (национально-консервативная партия — прим. перев.) утверждается, что они, вопреки названию, принципиально антишведская партия — ведь они проповедуют расизм и нетерпимость, а уж Швеция-то по толерантности и антирасизму выше всех в мире.
Другая мысль заключается в том, что Швеция на самом деле — не страна, а форменный расистский кошмар. Шведы неистово притесняют, подвергают преследованиям и практикуют всяческие микроагрессии против всех и вся — если только у вас иная внешность или труднопроизносимая фамилия. Швеция — страна гнусная и ханжеская, и никто, кроме горстки отважных активистов, не желает говорить о повальном шведском шовинизме открыто, поскольку пекутся лишь о собственной «белой привилегии».
Хорошо смазанный механизм
Как, спрашивается, шведу гордиться своей терпимостью, если ему тут же поспешат напомнить о его ужасной ксенофобии? Ответ, к несчастью, прост. Сегодняшний антирасизм — хорошо смазанный механизм и прибыльная отрасль. Как и огромная индустрия благотворительности и гуманитарной помощи, где высокие идеалы идут рука об руку со шкурными интересами невероятного цинизма.
В Швеции ситуация во многом отличается, но в целом тенденция та же. Национальная федерация афрошведов имеет весьма поверхностное отношение к людям, от чьего имени якобы говорит. Но члены ее в любом случае преуспевают, потому что цель организации заключается в том, чтобы «практиковать антирасизм», на простом языке — планировать разные проекты и клянчить на них деньги. Другие такие «народные» движения — «Пантеры», Шведское отделение Black Lives Matter («Черные жизни важны») и «Черный кофе», если их еще кто-то помнит.
Я и во сне не стану утверждать, что у Швеции нет проблем, в том числе по части ксенофобии. Но антирасистская индустрия, к которой относится и Орден чайной ложки — это часть самой проблемы, а не ее решение. Потому что этой индустрии самой нужны проблемы — за их решение ей и платят. А если проблем вдруг не окажется, то придется их изобрести. Вот Хавделин предлагает учить людей «критическому отношению к существующим нормам», утверждая, что это надежный способ сделать Швецию более терпимой. Но умалчивает, что такого рода «обучение» — золотое дно.
Золотая жила
Шведы в основной своей массе и не подозревают, как просто, оказывается, наживаться на налогоплательщиках, и какая это золотая жила, когда за одну лекцию загребаешь месячный оклад простого рабочего. За гуманитарным фасадом бескорыстия у индустрии благотворительности скрывается отъявленный цинизм — и денег на ее содержание транжирится целая уйма.
Людям травят нелепые байки, какие они злые, а они еще и платят за это из собственных налогов — и это прискорбнее всего.
На самом деле, Швеция — одна из самых терпимых и нерасистских стран во всем мире. Крайнюю поляризацию, которую мы наблюдаем в современном обществе, понять несложно. Что «виновникам» обидно, как с ними обращаются — неудивительно. Что бы они ни делали (или, наоборот, не делали), ни на что не повлияет. Деньги должны течь рекой, поэтому «борьба» будет продолжаться.
Подгнило что-то в обществе гражданском
Проблема отрасли в том, что она принципиально не в силах побороться с расизмом, потому что в тот самый день, когда расизм будет повержен, ее дальнейшее существование потеряет всякий смысл. В тот день, когда будет спасен последний ребенок, генеральный секретарь организации «Спасем детей» уже не сможет грести почти сто тысяч крон в месяц (730 тысяч рублей — прим. перев.) за свой «бескорыстный» энтузиазм. Так что подгнило что-то в шведском обществе гражданском. И если вы действительно хотите решать проблемы, то начать, возможно, придется именно с него.
Антирасистская индустрия, с ее щедрыми гонорарами, менторским тоном и полным отрывом от реальности и людей, о которых она якобы печется, — примета целого десятилетия, но ее эпоха подходит к концу. И мало кто будет по ней скорбеть.
Малкольм Кьеюне — чернокожий блогер, журналист, автор подкастов. Сотрудничал с изданиями «Гётеборгс-постен» (Göteborgs-Posten), «Фокус» (Fokus), «Дагенс самхелле» (Dagens Samhälle) и «Афтонбладет» (Aftonbladet). Был членом молодежного крыла Левой партии, но был исключен за поддержку радикальной организации «Революционный фронт». Считает себя коммунистом и марксистом.