Шесть лет назад Россия начала активную фазу оккупации Крымского полуострова. Утром 27 февраля 2014 года хорошо вооруженные «зеленые человечки» в новеньких мундирах без отличительных знаков начали захватывать административные здания в Симферополе. Потом появилось крымское псевдоополчение, боевики которого взялись за блокирование воинских частей ВСУ.
Известно, что Москва уже давно готовилась к аннексии Крыма, фактически с момента развала Советского Союза. Просто раньше ей было не до того.
Свои крымские интенции (размышления) российские авторы часто выражали в художественных и исторических книгах. Не помню уже автора одной из псевдоисторических книг, в которой описывался инцидент с линкором Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск». Тот самый, что до 1948 года входил в состав итальянского ВМФ под названием Giulio Cesare («Юлий Цезарь»).
И вот в ночь на 29 октября 1955 года под корпусом корабля, который был пришвартован возле Севастополя, раздался взрыв. Корабль начал крениться и, в конце концов, перевернулся через левый борт. Сотни людей, выстроившихся на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В катастрофе погибло 829 человек, вместе со спасательными командами из других кораблей эскадры.
Так вот, автор книги убеждает, что всему виной передача Крыма Украине. Оставил бы, мол, Никита Хрущев полуостров в составе РСФСР, то ничего бы подобного не случилось, если не было бы того бардака, из-за которого якобы и не удалось предотвратить теракт.
Понятно, что это утверждение — сплошной бред, поскольку с переподчинением Крыма никаких изменений в военном командовании, порядке охраны, системе военной организации подобное не произошло ни в армии, ни в ВМФ в целом, ни в Севастополе в частности. Однако такое мнение навязывалось российскому обывателю еще задолго до того момента, когда Москва решилась на реальную оккупацию и аннексию.
Еще более очевидными интенции Кремля по Крыму стали во время президентской кампании 2012 года в России. Напомним, что тогда руководителем штаба фактически безальтернативного кандидата в президенты Владимира Путина был известный российско-советский режиссер Станислав Говорухин. Напомню, что последний сказал тогда о Крыме: «Передача Крыма Украине является самой яркой исторической несправедливостью в отношении России и российского народа». То есть такие слова провозглашает фактический спикер Путина — на тот момент являвшегося премьер-министром и кандидатом в президенты РФ.
Далее Говорухин начал разглагольствовать о вероятных методах возвращения Крыма «домой». А что его патрон? Путин не сдерживает своего подчиненного, а тот и дальше рассыпается в обличениях: «Крым можно вернуть только вместе с Украиной. Уже сегодня, когда мы подаем голос в защиту русских в Крыму, русские в Одессе, Луганске, Харькове спрашивают: а как же мы? Лучшее из того, что мы можем придумать: сделать все, чтобы Украина сохранилась в общем экономическом, религиозном, культурно-историческом пространстве с Россией. Суверенитеты можно потерпеть, отсутствие общей исторической судьбы — нет».
Напомню, что речь идет о 2012 годе. При власти на Украине находится Виктор Янукович, который меняет Конституцию и возвращает себе диктаторские полномочия. Украинское руководство отказывается от движения к НАТО, подписывает позорные Харьковские соглашения. А Кремль бесстыдно заполняет должности в украинском правительстве лояльными себе людьми.
Представители украинской разведки еще задолго до февраля 2014 года неоднократно предупреждали руководство страны, что Россия фактически готовит ползучий захват полуострова. Шла массированная пропаганда, жителям полуострова раздавались российские паспорта, Москва наращивала свой военный контингент в Крыму.
Однако даже с появлением «зеленых человечков» мало кто предполагал, что Кремль готовит оккупацию и аннексию полуострова. Украинские и западные аналитики склонялись к мысли, что россияне скорее стремятся усилить свои позиции на переговорах с Киевом, если дело дойдет до вопроса базирования Черноморского флота РФ в Севастополе.
И действительно, исходя из стандартного мышления, можно было уверенно утверждать, что России не выгодно ни в политическом, ни в экономическом аспекте аннексировать Крым. Это же нарушение Будапештского меморандума, Хельсинских договоренностей, договора о дружбе между Украиной и Россией 1997 года и еще многих других международных соглашений и норм. Запад, даже если бы захотел проигнорировать такую русскую наглость, то не смог бы. Международные санкции наступили бы так или иначе. И они неизбежно ударили бы по социально-экономической ситуации в самой России, которая на тот момент переживала не лучшие свои времена.
Недавно наше издание опубликовало интервью с известным российским политическим философом и журналистом Александром Морозовым, который в последние годы живет в Европе и является содиректором пражского Центра российских исследований Бориса Немцова. В свое время он тоже выразил удивление дерзкими действиями России в Крыму. По словам Морозова, если бы Путин не взял Крым, а потом не попытался бы устроить «Новороссию», то у него и его окружения были бы отличные шансы и ничем не ограниченный рост влияния капиталов в условиях, когда в Белом доме укрепился Дональд Трамп, а Европу раздирает Брексит.
«Но теперь путинизм — это не просто „ковбои", а „ковбои, которые воруют чужих лошадей". Поэтому кризисные явления в мире или какие-то факторы „наращивания неопределенности" не работают в их пользу, хотя они и обманывают себя надеждой на эту неопределенность и всячески пытаются ее генерировать. Красивого лица у этой банды уже не будет. На деэскалацию они не пойдут. Как не крути, а России в конце концов придется предъявить миру какую-то другую банду. Потому что конкретно эта не дотянулась к долгосрочному положению России в мире», — утверждал русский философ.
И раздаются эти все эти мнения вполне логично. Впрочем, у Кремля собственная логика. Российская гебистская власть не сидела сложа руки, она своими активными действиями, деньгами за энергоносители, запугиванием и тому подобное сумела навязать на Западе мнение, что не такой уж и грех для ковбоя — воровать чужих лошадей.
Кто-то просто устал от Украины и ее проблем, кто-то потерял бдительность, а кто-то всегда стремился к тому, чтобы сотрудничать с Кремлем, несмотря на то, что он делает в «зоне своих интересов», к которым якобы и принадлежит, в частности, Украина. Ярким доказательством этого тезиса стало обнародование на Мюнхенской конференции по безопасности плана урегулирования конфликта на Донбассе «12 шагов к усилению безопасности на Украине».
Наше издание уже анализировало текст документа, написанный будто по кремлевским методичкам. Обратим лучше внимание на двух подписантов плана. Речь идет об организаторах Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганге Фридрихе Ишингере и бывшем главнокомандующим сил НАТО в Европе генерале Филиппе Бридлаве. Оба хорошо знакомы с ситуацией по безопасности на востоке Украины, всегда выступали на стороне Киева и жестко критиковали Москву. Еще такой характерный момент: оба чуть ли не с самого начала российско-украинской войны выступали за предоставление Украине летального оружия. А что же случилось с ними теперь? И первый, и второй потеряли бдительность, смягчили свою позицию, готовы на умиротворение агрессора?
Таким образом, большинство западных политиков до сих пор заявляют, что они не примут аннексию Россией Крыма, не простят ей агрессии в Донбассе. Но действительно ли они готовы отстаивать эту жесткую позицию?
Европейский союз лишился Великобритании — страны, которая наиболее последовательно выступала против российской агрессии. Ангела Меркель, которая до сих пор считалась главным лоббистом антироссийских санкций, сейчас уже является «хромой уткой». И до сих пор неизвестно, что за человек возглавит вскоре Германию. Француз Эммануэль Макрон четко определился с позицией умиротворения агрессора. В Италии самыми популярными политическими силами являются прокремлевские партии… Так и смотри, что если не сейчас, то завтра «ковбои-воры» получат индульгенцию.
В этой ситуации достаточно знаковым является публикация интервью бывшего российского «куратора Украины» Владислава Суркова. В нем экс-помощник Путина без всяких угрызений совести заявляет: «Украины нет. Есть украинство. То есть, специфическое расстройство умов. Странным образом доведенное до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. Брошюра „Самостоятельная Украина" есть, а Украины нет».
Он, очевидно, высказывает те мысли, что крутятся в Кремле и у самого Путина в голове об отсутствии субъектности у Украины. А если Украины фактически нет, то с ней можно делать, что заблагорассудится.
Далее Сурков откровенно провозглашает суть кремлевской политики в отношении Украины: «Принуждение силой к братским отношениям — единственный метод, который исторически доказал эффективность на украинском направлении. Не думаю, что будет изобретен какой-то другой». Вот так, ни больше, ни меньше.
Что касается Киева, то это интервью может стать даже довольно полезным, когда снова на международном уровне возникнут дискуссии об умиротворении агрессора, когда кто-то из ведущих западных политиков будет призывать Украину помириться с Россией, забыв старые споры. А мы им: «А Суркова вы читали?».
Потому что в такой ситуации еще остается Киеву? Напоминать Западу об агрессивной сути актуального Кремля. И в этом контексте весьма правильным шагом является учреждение Дня сопротивления оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя. Отныне он будет отмечаться на Украине 26 февраля, в день, когда в Симферополе в 2014 году под зданием Верховной рады Крыма состоялся митинг под украинскими и крымско-татарскими флагами за единую Украину.
Президент Украины Владимир Зеленский, провозглашая об утверждении Дня сопротивления, отметил, что возвращение полуострова является не только целью и мечтой Украины, но и залогом безопасности на планете. «Этот день обязательно наступит, и наш чемпион Александр Усик проведет бой в Судаке, Джамала даст концерт в Коктебеле, Олег Сенцов представит новую ленту в Ялте. А Меджлис крымско-татарского народа (запрещенная в России организация — прим. ред.) сможет вернуться в Симферополь, на улицу Шмидта, в дом № 2, в свое родное и законное здание. Мы обязательно отметим этот день возле памятников Леси Украинки в Ялте и Исмаилу Гаспринскому в Симферополе. Все это обязательно будет», — оптимистично заверил Зеленский.