В опубликованном Управлением безопасности Стамбула отчете о деятельности ведомства за 2019 год содержатся новые данные, связанные с гибелью бывшего сотрудника британской разведки Джеймса Густава Эдварда Ле Мезюрье (James Gustaf Edward Le Mesurier) в результате падения с высоты.
В отчете также есть некоторые подробности, которые не находили отражения в СМИ после того, как Ле Мезюрье 11 ноября 2019 года упал с балкона своего дома на улице Медресе Али-паши (квартал Кеманкеша Карамустафы-паши, район Каракёй) в Стамбуле.
На записях с камер видеонаблюдения, которые приводятся в отчете, запечатлены моменты падения Ле Мезюрье с высоты на землю. На кадрах также появляется человек, который за семь секунд до падения Ле Мезюрье проходит по улице, а затем исчезает из поля зрения камер.
При этом в отчете говорится, что сотрудники Управления безопасности Стамбула искали этого человека.
11 ноября 2019 года, примерно в 05.20, в полиции раздался телефонный звонок. Позвонивший гражданин сообщил, что на улице Медресе Али-паши в районе Каракёй человек лежит без движения.
В 05.28 на место происшествия выехал наряд отдела общественного порядка Управления безопасности в районе Бейоглу. Были оцеплены окрестности. В 05.57 на место прибыли сотрудники отдела по изучению места происшествия.
В отчете сообщается, что в 06.07 полиция позвонила в дверь дома Ле Мезюрье, который использовался как офис. Примерно через семь минут дверь открыла жена Ле Мезюрье Эмма Хедвиг Кристина Винберг (Emma Hedvig Christina Winberg). Она опознала своего погибшего супруга.
Расследование проводил отдел по расследованию убийств
Департаменты разведки, борьбы с терроризмом, безопасности, борьбы с киберпреступлениями, а также отдел по расследованию убийств, относящийся к департаменту общественного порядка, начали работу по выяснению обстоятельств произошедшего. Расследование проводил отдел по расследованию убийств.
В отчете содержатся показания Эммы Хедвиг Кристины Винберг, которая является гражданкой Великобритании и Швеции: «Возникали трудности, когда мой муж Джеймс испытывал сильный стресс из-за напряженной работы в Сирии. Но никаких ссор или насилия не было. В пятницу, 8 ноября 2019 года, вечером мы поехали на Бююкаду, где мы жили. В субботу муж пожаловался на повышенное артериальное давление, и мы обратились в больницу. Мужу сделали укол для снижения давления. Насколько мне известно, Джеймс принимал антидепрессанты. Думаю, что он использовал этот препарат около 10 лет. Он также употреблял снотворное, примерно около недели он принимал это лекарство в большом количестве.
В 22.00 Джеймс вышел купить сигарет и через пять-десять минут вернулся. После этого никто не приходил, и мы все время были дома. Однако Джеймс был очень встревожен. Около 23.30 я легла спать, но из-за его состояния тоже нервничала и не могла уснуть. Я пыталась уложить Джеймса. Примерно в 01.30 — 02.30 Джеймс тоже лег и принял таблетку снотворного. Я встала, походила по дому. Примерно в 04.30 я снова легла. Джеймс в это время спал. Когда я ложилась, он проснулся. Спросил, не хочу ли я выпить снотворного, и принес мне одну таблетку с водой. Раньше я не принимала снотворного. Выпила таблетку и уснула. Проснулась от звонка в дверь. Джеймса в спальне не было. Я пошла на кухню, но и там мужа не обнаружила. Окно было открыто. Я выглянула, но ничего не смогла увидеть. Посмотрев вниз с балкона спальни, я увидела его лежащим на земле. Кругом были полицейские. Я оделась и спустилась вниз».
Винбер рассказала, что здание, в котором они жили, было хорошо защищено, на входе установлена дверь с кодовым замком, и, не имея кода, ни один человек не сможет войти внутрь.
Далее она продолжила: «Есть три-четыре камеры видеонаблюдения, которые снимают территорию вне здания. Ни в той части, которую мы используем как офис, ни в доме камер нет. В ночь с пятницы на субботу Джеймс сказал мне, что его посещают мысли о самоубийстве. Оценивая все, что мы пережили, я думаю, что он мог покончить жизнь самоубийством. В 2015 году в войну в Сирии вмешалась Россия. В результате в отношении Джеймса в соцсетях была начата кампания по очернению. Это тоже очень измотало Джеймса».
В отчете сообщается, что Эмма Хедвиг Кристина Винберг не смогла сопровождать тело Ле Мезюрье в Лондон из-за введенного судебными органами запрета на выезд за пределы Турции.
Также упоминается, что в рамках расследования гибели Ле Мезюрье сотрудниками департамента по борьбе с киберпреступлениями были изучены записи с камер видеонаблюдения, установленных на здании, где находился дом Ле Мезюрье, и поблизости.
Заключение Института судебной медицины
В заключении Института судебной медицины относительно гибели Ле Мезюрье были сделаны следующие выводы: «Смерть наступила в результате травмы, повлекшей за собой внутреннее кровотечение из-за повреждения крупных кровеносных сосудов при переломах костей грудной клетки и конечностей».
Как отмечается в отчете Управления безопасности Стамбула, за день до своей гибели Джеймс Ле Мезюрье около двух часов беседовал со своим товарищем Фаруком Х., который является гражданином Канады. Их беседа, начавшаяся примерно в 19.00 10 ноября, продолжалась до 21.00, и примерно в 21.00 супруга Ле Мезюрье вернулась домой.
Кроме того, в отчете говорится, что через пять часов после разговора с Фаруком Х. Ле Мезюрье отправил ему сообщение: «Все снова в порядке».
Полиция взяла показания у гражданина Канады Фарука Х., попросила показать сообщение, отправленное ему Ле Мезюрье, однако Фарук Х. отказался, заявив, что это вмешательство в его частную жизнь, подчеркивается в отчете.
С другой стороны, в отчете сообщается, что в числе материалов, собранных в доме Ле Мезюрье, были географические карты Турции, литература о шпионаже.
Прокуратура приняла решение о прекращении производства по делу
Отделом по борьбе с терроризмом и организованной преступностью генпрокуратуры Стамбула было принято решение завершить расследование, начатое по факту обнаружения тела Ле Мезюрье на улице Медресе Али-паши (квартал Кеманкеша Карамустафы-паши) 11 ноября 2019 года, и прекратить производство по делу.
Прокуратура также постановила не подвергать судебному преследованию супругу Ле Мезюрье Эмму Хедвиг Кристину Винберг. В ходе расследования у нее в качестве «подозреваемой» были взяты показания, и ей был запрещен выезд за пределы Турции.