Распространение коронавируса по всему миру уже оказало мощное воздействие на мировую экономику, а во многих странах вызвало рецессию. Саудовская Аравия после спора с Россией беспрецедентно увеличила добычу, что привело к резкому падению нефтяных цен.
Чтобы больше узнать о последствиях коронавируса и решения Саудовской Аравии для мировой экономики, а также о политической судьбе саудовского наследного принца Мухаммеда ибн Салмана, мы обратились к доктору наук Омиду Шокри (Omid Shokri).
Tehran Times: Каковы последствия вспышки коронавируса для глобальной экономики?
Омид Шокри: Распространение с начала января коронавируса стало одним из серьезнейших вызовов для социально-экономической сферы и безопасности Китая. Большинство стран мира приняли особые меры по борьбе с распространением вируса и эвакуировали своих граждан из Китайской Народной Республики. Некоторые крупные компании, включая «Эппл», закрыли свои предприятия в Китае. Экономисты сообщают, что одной из причин снижения спроса на нефть стало сокращение объемов воздушных перевозок. Если исходить из того, что внутреннее и международное воздушное сообщение в Китае всегда оказывало серьезное воздействие на его экономику, можно найти прямую взаимосвязь между сокращением объемов воздушных перевозок и китайскими торгово-экономическими показателями.
Китай является крупным потребителем энергии и одним из ведущих экспортеров промышленной продукции. Любые сбои производственного процесса на промышленных предприятиях страны превращают экспорт в крупную проблему. В случае возникновения кризиса, с которым не может эффективно справиться правительство, это окажет негативное воздействие на экономический рост страны в ближайшей и среднесрочной перспективе. Я повторюсь. Если исходить из того, что внутреннее и международное воздушное сообщение в Китае всегда оказывало серьезное воздействие на его экономику, можно найти прямую взаимосвязь между сокращением объемов воздушных перевозок и китайскими торгово-экономическими показателями.
— Саудовская Аравия увеличила добычу нефти вопреки тому, что коронавирус негативно отражается на нефтяных ценах. Может ли такой поступок ибн Салмана повлиять на его политическое будущее и на саудовскую экономику?
Нефтяные ресурсы и нефтяная политика играют главную роль в отношениях королевства с внешним миром. Но в свете международного возмущения из-за различных правонарушений и кровавых бесчинств Саудовской Аравии, таких как убийство журналиста Джамаля Хашогги, страна все больше концентрируется на планах диверсификации, предусмотренных в ее концепции развития до 2030 года.
Нефтяные цены будут и дальше играть существенную роль в экономике Саудовской Аравии, однако сможет ли она поддержать эти цены, чтобы обеспечить себе устойчивый поток доходов? Этот вопрос ей необходимо координировать с ОПЕК, в составе которой она является важным членом. Успех в этой сфере потребует взаимодействия между правящей властью Саудовской Аравии, США и другими ведущими нефтяными державами.
Согласно поступающим сообщениям, Соединенные Штаты объявили, что в ближайшие три года смогут обеспечить 80% общемирового спроса на нефть своими поставками сланцевой нефти. Наверное, это преувеличение, но США полны решимости в предстоящие три года удерживать цены на уровне как минимум 55-60 долларов за баррель. При такой цене Саудовская Аравия может быть уверена в том, что в ближайшие годы у нее будут устойчивые доходы от нефти.
Нефтяные цены будут и дальше снижаться, если Саудовская Аравия воплотит в жизнь свое решение об увеличении добычи. «Арамко» не желает сокращать свою долю рынка и наверняка будет какое-то время увеличивать добычу. Из-за нерентабельности в США сократится добыча сланцевой нефти. Может быть, они смогут импортировать нефть по более низкой цене, но тогда усилится зависимость Америки от импортной нефти. В таком случае администрация Трампа, превратившая лозунг об энергетической независимости в важнейший момент своей национальной энергетической политики, потерпит неудачу.
Саудовская Аравия будет серьезным конкурентом в вопросе привлечения инвестиций в страны Ближнего Востока и Северной Африки, включая Иран, что соответствует принципам и планам, изложенным в ее концепции развития до 2030 года. Это предвещает рост напряженности в регионе.
Если саудовская программа диверсификации будет выполнена, ее главный плюс будет заключаться в том, что экономика страны получит мощный толчок к развитию, а зависимость страны от колебаний на мировом рынке нефти уменьшится. Однако чтобы воплотить в жизнь столь масштабную программу, нужны нефтяные прибыли и иностранные инвестиции. С другой стороны, нефтяная маркетинговая стратегия Саудовской Аравии по-прежнему направлена на увеличение инвестиций в нефтеперерабатывающие мощности тех стран, где спрос может вырасти. В первую очередь, это Китай.
Последствия от продажи доли «Арамко», которая является одним из первых шагов в этом процессе, могут стать устрашающими для политических руководителей и привести к усилению внутренних споров. Тем не менее продажа акций положит начало новой волне и станет примером для других стран региона, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
— Могут ли эти меры Саудовской Аравии повлиять на ее отношения с Россией?
— Несогласие России сокращать добычу в рамках ОПЕК+ даст ей хорошую возможность влиять на американский нефтяной экспорт. России выгодно снижение нефтяных цен до той точки, когда сланцевая добыча в США остановится. Увеличение такой добычи привело к тому, что Соединенные Штаты сократили экспорт из Саудовской Аравии. Если сланцевая добыча станет нерентабельной, в США произойдет ее сокращение. В результате увеличится импорт нефти, и вырастет безработица в нефтяной отрасли. А поскольку при Трампе в США наблюдается экономический рост, спад сланцевой добычи и закрытие сланцевых скважин станет не очень хорошей новостью для его администрации. У Трампа нет никакого желания лишаться поддержки электората в президентской гонке. Экономический кризис вкупе с усилением последствий от коронавируса для американской экономики станет серьезной угрозой для администрации Трампа и для предстоящих президентских выборов.
Нефтяные санкции против Ирана позволяют России увеличить свою долю на рынке нефти. Она является серьезным конкурентом на рынке нефти и газа, и экономический бойкот дает Кремлю благоприятную возможность. Москва не готова уходить с рынка в момент, когда Соединенные Штаты стали экспортером черного золота за счет добычи сланцевой нефти. Низкие нефтяные цены напрямую отражаются на добыче и поставках сланцевой нефти в США. Иными словами, добыча сланцевой нефти не приносит им прибыли. В условиях такого мгновенного падения цен, чего не было лет тридцать, русские не уйдут со сцены, пока дешевая нефть не влияет на газовые цены. Каковы бы ни были последствия спора Москвы и Эр-Рияда из-за рынка и дешевой нефти, главными проигравшими станут американские компании, вкладывающие средства в сланцевую добычу. Чтобы остановить тенденцию к снижению нефтяных цен, Москве и Эр-Рияду необходимо прекратить свои баталии на рынке. Кроме того, для этого понадобится сокращение добычи в Северной Америке и положительный результат в глобальной борьбе с распространением коронавируса.