Kurier (Австрия): что кроется за панической скупкой туалетной бумаги?

Она не спасает от вируса и не гарантирует, что человек выживет. Тем не менее туалетная бумага в эти дни востребована как никогда

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Она не спасает от вируса и не гарантирует, что человек переживет эпидемию. Тем не менее туалетная бумага в эти дни востребована как никогда. Психологи объясняют, почему все вдруг бросились пополнять запасы этого важного товара. Например, запас туалетной бумаги дарит людям ощущение контроля!

Сначала из продажи исчезли медицинские маски, потом дезинфицирующие средства для рук. Наряду с макаронными изделиями, всевозможными консервами, овощами и фруктами, гелем для душа и зубной пастой туалетная бумага входит в число самых востребованных товаров. На фото и видео из разных стран мира, публикуемых, в частности, в социальных сетях, видны пустые полки в супермаркетах — и люди, стоящие в очередях в кассу с огромными упаковками туалетной бумаги.

Но как объяснить эту страсть по туалетной бумаге с точки зрения психологии? Клинический психолог Стивен Тейлор (Steven Taylor), автор книги «Психология пандемий» (The Psychology of Pandemics), в интервью телеканалу CNN критически высказался по поводу подобного рода закупок про запас: «С одной стороны, ответ понятен, с другой, это уже перебор — мы же можем готовиться, не впадая в панику».

Неизвестный и пугающий

Новый коронавирус, по словам эксперта, внушает людям ужас, в первую очередь потому, что до сих пор не изучен. А поскольку люди получают и распространяют весьма противоречивую информацию о связанных с новым вирусом рисках, они склонны впадать в крайности.

«Если людям говорят, что приближается какая-то опасность, но предлагают всего лишь почаще мыть руки, эта мера представляется им недостаточной ввиду масштабов угрозы, — пояснил Тейлор. — Ведь им кажется, что когда речь идет об особенных угрозах, необходимы и особенные меры предосторожности».

Кроме страха перед последствиями вспышки вируса, за паническими покупками кроются опасения, что карантин продлится долго, сказал в интервью CNN психолог университета Карнеги-Меллона из Питтсбурга Барух Фишхофф (Baruch Fischhoff).

Эффект подражательства

Есть еще один немаловажный момент: когда кто-то принимается скупать какой-то товар, это вызывает цепную реакцию. В наш цифровой век в социальных сетях полным-полно фотографий пустующих полок в супермаркетах, и люди, видящие эту картину, тоже бегут в магазин. «Люди — социальные существа и в повседневной жизни ищут подтверждения тому, что что-то является безопасным, а что-то опасным. И когда они видят, как другие в панике скупают туалетную бумагу, они заражаются этим страхом», — пояснил эксперт.

На всякий случай

Массовая скупка туалетной бумаги имеет и чисто практические аспекты: миллионы людей в разных странах вынуждены в эти дни оставаться дома, выходя на улицу лишь в случае крайней необходимости. Тем, у кого запасы туалетной бумаги достаточно велики, не нужно выходить, чтобы купить ее. «Новый коронавирус привел к зарождению этакой „психологии выживания", согласно которой, мы должны максимально долго продержаться, не выходя на улицу, а для этого надо запастись самым необходимым. А одна из самых необходимых вещей — туалетная бумага», — уверен профессор университета Темпл, бывший президент Американской ассоциации психологов Фрэнк Фарли (Frank Farley). По его словам, люди задаются вопросом: «Если у нас закончится туалетная бумага, чем мы ее заменим?»

Сохранить контроль

И наконец, закупка туалетной бумаги про запас дарит людям ощущение контроля — во времена, когда бушует пандемия и царит дефицит. «В зависимости от того, как люди оценивают шансы на то, что им понадобится туалетная бумага, может оказаться, что расходы окупятся, — сказал далее Тейлор. — Когда есть ощущение, что они сделали все, что только могли, люди испытывают удовлетворение».

Обсудить
Рекомендуем