Сначала из продажи исчезли медицинские маски, потом дезинфицирующие средства для рук. Наряду с макаронными изделиями, всевозможными консервами, овощами и фруктами, гелем для душа и зубной пастой туалетная бумага входит в число самых востребованных товаров. На фото и видео из разных стран мира, публикуемых, в частности, в социальных сетях, видны пустые полки в супермаркетах — и люди, стоящие в очередях в кассу с огромными упаковками туалетной бумаги.
Но как объяснить эту страсть по туалетной бумаге с точки зрения психологии? Клинический психолог Стивен Тейлор (Steven Taylor), автор книги «Психология пандемий» (The Psychology of Pandemics), в интервью телеканалу CNN критически высказался по поводу подобного рода закупок про запас: «С одной стороны, ответ понятен, с другой, это уже перебор — мы же можем готовиться, не впадая в панику».
Неизвестный и пугающий
Новый коронавирус, по словам эксперта, внушает людям ужас, в первую очередь потому, что до сих пор не изучен. А поскольку люди получают и распространяют весьма противоречивую информацию о связанных с новым вирусом рисках, они склонны впадать в крайности.
«Если людям говорят, что приближается какая-то опасность, но предлагают всего лишь почаще мыть руки, эта мера представляется им недостаточной ввиду масштабов угрозы, — пояснил Тейлор. — Ведь им кажется, что когда речь идет об особенных угрозах, необходимы и особенные меры предосторожности».
Кроме страха перед последствиями вспышки вируса, за паническими покупками кроются опасения, что карантин продлится долго, сказал в интервью CNN психолог университета Карнеги-Меллона из Питтсбурга Барух Фишхофф (Baruch Fischhoff).
Эффект подражательства
Есть еще один немаловажный момент: когда кто-то принимается скупать какой-то товар, это вызывает цепную реакцию. В наш цифровой век в социальных сетях полным-полно фотографий пустующих полок в супермаркетах, и люди, видящие эту картину, тоже бегут в магазин. «Люди — социальные существа и в повседневной жизни ищут подтверждения тому, что что-то является безопасным, а что-то опасным. И когда они видят, как другие в панике скупают туалетную бумагу, они заражаются этим страхом», — пояснил эксперт.
На всякий случай
Массовая скупка туалетной бумаги имеет и чисто практические аспекты: миллионы людей в разных странах вынуждены в эти дни оставаться дома, выходя на улицу лишь в случае крайней необходимости. Тем, у кого запасы туалетной бумаги достаточно велики, не нужно выходить, чтобы купить ее. «Новый коронавирус привел к зарождению этакой „психологии выживания", согласно которой, мы должны максимально долго продержаться, не выходя на улицу, а для этого надо запастись самым необходимым. А одна из самых необходимых вещей — туалетная бумага», — уверен профессор университета Темпл, бывший президент Американской ассоциации психологов Фрэнк Фарли (Frank Farley). По его словам, люди задаются вопросом: «Если у нас закончится туалетная бумага, чем мы ее заменим?»
Сохранить контроль
И наконец, закупка туалетной бумаги про запас дарит людям ощущение контроля — во времена, когда бушует пандемия и царит дефицит. «В зависимости от того, как люди оценивают шансы на то, что им понадобится туалетная бумага, может оказаться, что расходы окупятся, — сказал далее Тейлор. — Когда есть ощущение, что они сделали все, что только могли, люди испытывают удовлетворение».