Тысячи мигрантов, стремящихся попасть из Турции в Европу, штурмуют греческую границу. При этом более длинная болгарская граница, которую пересечь было бы проще, интереса у них не вызывает. Причина проста: турецкие власти привозят огромное количество людей к первой, а не ко второй из-за дружеских отношений с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым. Так их описал сам Эрдоган, принимая Борисова 3 марта в Анкаре спустя три дня после того, как мигранты начали штурмовать границу с Грецией при поддержке тысячи сотрудников турецкой полиции.
Важная роль Болгарии
Однако «дружеские отношения» между Эрдоганом и Борисовым строятся не только на личной симпатии. Свою роль в них играют газ и геополитика. Газпром уже поставляет примерно 3 миллиардов кубометров газа в Болгарию по «Турецкому потоку», отказываясь от традиционного транзитного маршрута через Украину и Румынию. В перспективе в страны Центральной Европы должно пойти до 15,75 миллиардов кубометров сырья, кроме того, есть план по прокладке второй ветки такой же мощности. От болгарской границы газопровод (к которому у ЕС нет претензий) переходит в «Балканский поток», а тот, после того как будут проведены дополнительные работы небольшого объема, позволит поставлять российский газ из Болгарии в Сербию и Венгрию, а потом и в Австрию. Болгарское руководство прогнозирует, что сербы получат по нему сырье уже в конце мая 2020 года. Полностью завершить «Балканский поток» планируется до конца текущего года.
«Балканский поток» как «Набукко-бис»
Оказалось, что четыре лидера, Путин, Эрдоган, Борисов и Вучич, в некотором смысле воскресили давно заброшенный проект «Набукко», создав «Набукко-бис». Проект ЕС предполагал строительство газопровода, по которому газ сможет поступать из Азербайджана через Турцию в Европу, однако, от этой инициативы отказались из-за отсутствия политической воли и появления альтернативы в виде «Южного потока», заменой которому стал в итоге «Турецкий поток». Два из вышеупомянутых лидеров — это главы стран-членов НАТО, Турции и Болгарии, причем вторая уже входит в ЕС, а другая претендует на членство. Вся четверка, россиянин, турок, болгарин и серб, 8 января этого года приняла участие в торжественной церемонии запуска второй нитки «Турецкого потока».
Газопровод, длина которого составляет 930 километров, начинается на российском побережье Черного моря, доходит по дну до берега европейской части Турции и до границы Болгарии, где получает название «Балканский поток» и попадает на территорию Евросоюза. Сейчас «Турецкий поток» — это две трубы мощностью 15,75 миллиардов кубометров каждая. По одной газ должен идти на турецкий рынок, по второй — на европейский. Через три-четыре года Турция планирует начать разработку кипрского шельфа, получая на первом этапе около 20 миллиардов кубометров сырья в год, так что большую часть газа, поступающего по первой нитке, можно будет тоже направить в «Балканский поток».
Путин и лояльные партнеры
«Турецкий поток» — выгодный для России проект. Он позволяет обойти с юга традиционный транзитный маршрут поставок в Европу, проходивший через территорию Украины. Кроме того, возможно, официально будет сказано, что этот газ поставляет Турция, а не РФ (такой вариант рассматривают Москва и Анкара). «Газопровод создается в рамках дружеского взаимодействия и сотрудничества на благо нашего народа, народа Турции и народов всей Европы», — подчеркивал Путин на церемонии его открытия в Стамбуле.
Правда, ограничительные меры, которые утвердил Конгресс США, распространяются как на «Северный поток — 2», так и на «Турецкий поток», но вторую инвестицию удалось завершить, газопровод уже работает. Путин, благодаря своим лояльным партнерам, Эрдогану и Борисову, первым воплотил в жизнь концепцию создания южного маршрута поставки газа в Европу.
Эрдоган и Борисов, как я упоминала выше, встречались 3 марта в Анкаре. Там они с глазу на глаз обсудили ситуацию в регионе и программу внедрения мер, которые позволят обеспечить стабильность и безопасность в регионе, соседствующем с их государствами. Следует отметить, что и Турция, и Болгария — это члены НАТО. Также состоялись переговоры с участием сопровождавших главу болгарского правительства министров. Они обсуждали развитие отношений Софии и Анкары «в опоре на принципы добрососедства и взаимной выгоды»«.
«Инициатива трех морей» и российский газ
По мнению обоих лидеров, Болгария и Турция имеют «сходные геополитические интересы». Источники нашего портала в Софии подчеркивают, что Болгария остается важным партнером как для Турции, так и для России. При этом она выступает членом «Инициативы трех морей» и в следующем году будет принимать саммит участников этой группы. Одна из основных задач «Инициативы», как известно, состоит в обеспечении энергетической безопасности и создании газового коридора «Север — Юг». «Перспектива появления хорватского южного фланга в виде плавучего регазификационного СПГ-терминала на острове Крк остается туманной, поэтому София планирует продвигать „Балканский поток" в качестве единственного проекта, гарантирующего „Инициативе трех морей" энергетическую безопасность», — говорит наш болгарский собеседник. Болгария выглядит с точки зрения России более привлекательным партнером, чем Турция в том числе потому, что для запуска поставок российского газа в сердце Европы, Австрию, будет достаточно построить 100 километров газопровода, соединяющего болгарскую и сербскую территории, а также интерконнекторы, которые позволят объединить систему с сетью Венгрии и, возможно, Хорватии.
Угроза вспышки военного конфликта
Война в Сирии значительно ослабила ось Москва — Анкара, что позволило Западу питать определенные надежды. Однако из-за расхождения интересов на Ближнем Востоке отношения между Турцией и Россией обостряются не впервые. 24 ноября 2015 года российский самолет Су-24 был сбит турецкой ракетой. Москва заявила, что разрывает военные контакты с Анкарой, но в итоге все ограничилось угрозами. Позднее произошло еще несколько менее громких инцидентов. Турок продолжают связывать с россиянами разные интересы от торговых и туристических до военных. Россия также строит Турции первую атомную электростанцию.
17 марта турецкое информационное агентство «Анадолу» сообщило, что уже практически готов контракт на вторую поставку российских ЗРК С-400, хотя Белый дом старался оказать на Анкару давление и требовал, чтобы та вернула Москве уже купленный и полученный комплекс. Одновременно США в некоторой степени признают аргументы Эрдогана, звучащие в контексте его противостояния режиму Башара Асада. Кроме того, американцы опасаются, что более жесткий ответ на стремление Турции получить контроль над всем востоком Средиземноморского региона, окончательно оттолкнет ее от НАТО. Вашингтон расширяет военные базы в Греции: в Суде, Александруполисе, Превезе и Стефановикио. Вопрос: что будет, если осада греческой границы тысячами беженцев, сопровождающаяся турецкими провокациями, приведет к военному столкновению?