Москва пока держится на удивление хорошо с официальным результатом в 114 зарегистрированных случаев. К настоящему моменту не было принято никаких ограничительных мер.
Россия постепенно открывает глаза. Она относительно рано приняла меры на границах, но затем позволила себе поддаться иллюзии: эпидемию Covid-19 получится удержать вне ее территории, а вызванного пандемией мирового кризиса можно избежать.
С 16 марта наметились перемены. В тот день официальные данные по числу заразившихся выросли на 47% по сравнению с предыдущим днем до (все еще скромной) отметки в 93 случая: 3 произошли на территории страны, а остальные касались прибывших из-за границы граждан. Во вторник речь шла уже о 114 больных, в том числе 10 заразившихся в стране.
Новость сопровождалась введением новых ограничительных мер. 1 февраля была закрыта граница с Китаем (4200 км), а с 18 марта по 1 мая российская территория будет закрыта для всех иностранцев.
Параллельно с этим Москва ввела ограничения на проведение собраний, которые теперь не должны включать в себя более 50 человек в закрытом помещении. Столичные школы и университеты закроются с 21 марта по 12 апреля. После этого родители будут сами решать, отправлять ли детей на учебу. Престарелым людям рекомендуют сидеть дома, но делать это пока не заставляют никого, кроме прибывших из затронутых эпидемией стран.
Лишенное средств здравоохранение
Как бы то ни было, такие меры в России действуют лишь в нескольких городах. Матчи чемпионата по футболу продолжат идти своим чередом даже без таких символических мер, как отмена рукопожатия. 13 марта вице-премьер Дмитрий Черниченко даже предложил провести в России матчи Чемпионата Европы по футболу, который тогда все еще хотели организовать в июне. Для сравнения, Киев сообщил в тот день о закрытии метро.
Как бы то ни было, сообщения с предупреждением встречаются все чаще, а с выходных наблюдается изменение риторики СМИ, которые говорят о возможном кризисе. Тот может оказаться тем более серьезным, что российское здравоохранение испытывает острую нехватку средств, особенно в провинции.
Политическая риторика сведена к минимуму. Сначала Владимир Путин говорил о слухах и манипуляциях со стороны внешних сил, но 15 марта заявил о формировании рабочей группы по борьбе с эпидемией во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным. 17 марта он отправился в московский кризисный центр, что может говорить о смене стратегии. В то же время телевидение показало кадры того, как тракторы готовят фундамент будущего подмосковного центра, где разместят больных коронавирусом.
Позиция российского населения изменилась еще быстрее. Люди пошли на приступ столичных магазинов, не дожидаясь такого же обострения ситуации, как в Западной Европе. Полки с макаронами, крупами и туалетной бумагой опустели. В школах же с каждым днем становится все меньше детей.
Нехватка тестов
Основа такого несоответствия между официальной риторикой и реакцией россиян заключается в твердой уверенности в том, что власти приуменьшают число заразившихся. Вот уже несколько недель по соцсетям ходят одни и те же истории: из-за границы приезжают больные люди, которых не проверяют, потому что они приехали из стран, не относившихся к «группе риска». Например, США и Великобритания были добавлены в него только в понедельник.
Что касается врачей, многие считают, что число проводимых тестов недостаточное, и сомневаются насчет официальной цифры в 109 000 от «Роспотребнадзора», санитарной структуры, которая обладает монопольным правом на эти тесты и запрещает частные. Проведенное в начале марта агентством «Рейтер» расследование среди медиков показало, что тесты почти не проводятся.
«Думаю, что коронавирусная инфекция уже давно к нам попала из Китая — и многие ею уже переболели», — считает врач-инфекционист Валентин Ковалев. Другие эксперты отмечают, что принятая в России методика тестирования отличается от большинства заграничных систем и может дать другие результаты.
Васильева отмечает, что, по официальной статистике, по всей стране растет число случаев пневмонии и других респираторных заболеваний. Только в Москве оно выросло на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В интернете появились карикатуры о том, как коронавирус превращается в простую респираторную инфекцию, перейдя границу России.
Москва опасается экономического шока
«Нас могут спасти бедность наших стариков и плохие дороги — это заставит их остаться дома! — говорит Анастасия Васильева. — Что касается всего остального, нехватка персонала просто пугающая, несколько инфекционных больниц были закрыты… И нам определенно не хватает масок и респираторов».
Существует множество причин, которые могут вызвать у власти стремление приуменьшить тяжесть кризиса или выиграть время. Прежде всего, на 22 апреля назначено голосование по поправкам в конституцию, которые должны позволить Владимиру Путину остаться у власти после 2024 года. Далее, это празднование 75-летия победы над нацистской Германией 9 мая, важнейшая дата для российской внутренней и внешней политики.
Далее, как и другие столицы, Москва опасается экономического шока в результате более жестких мер, тем более что покупательная способность россиян уже упала более чем на 10% с 2014 года, а совокупное воздействие коронавируса и нефтяного кризиса обрушило биржевые котировки на 40% за месяц.
«Правительствам тех стран, которые не хотят уйти на дно, необходимо научиться жить с коронавирусом, научиться балансировать между необходимостью борьбы с эпидемией и необходимостью поддерживать экономику в работоспособном состоянии», — пишет «Московский комсомолец». Мэр Москвы Сергей Собянин в свою очередь заявил, что приоритетом для власти остается нормальная экономическая ситуация.
Как бы то ни было, в стране может наступить поворотный момент. Во вторник пресса опубликовала утечки о подготовительных мерах по введению чрезвычайного положения и карантина в 12-миллионном столичном мегаполисе. Санитарные власти в свою очередь обещали увеличить число тестов для людей с симптомами болезни.