Путин, играющий на опережение
В своем ежегодном послании Федеральному собранию, озвученном в январе нынешнего года, российский президент Путин предложил внести целый ряд поправок в Конституцию России.
После этого бывший премьер Дмитрий Медведев и все правительство ушло в отставку. Говорят, Медведев заранее о содержании послания ничего не знал, и все случившееся было для него, словно «гром среди ясного неба». Вместо него премьером был назначен Михаил Мищустин, не очень широко известный человек, который до этого возглавлял налоговую службу страны.
Как задумал реформировать Конституцию Путин? Несколько сократить полномочия президента и распределить больше властных функций между ветвями власти.
Конкретно:
— Если раньше действовала норма о невозможности президента занимать этот пост более «двух сроков подряд», то теперь речь пошла о том, что это должностное лицо не может исполнять обязанности президента «более двух сроков».
— Госсовет становится конституционным органом.
— Если раньше президент представлял Госдуме кандидатуру премьер министра, а она ее утверждала, то в новой Конституции Госдума предлагает кандидатуру премьер-министра, а президент производит его назначение с согласия Государственной Думы (но не имеет права отказа).
— Президент определяет важнейшие направления государственной политики, является главнокомандующим вооруженными силами. Он может сам освобождать от должности премьеров, вице-премьеров и министров.
— Назначение высших должностных лиц в вооруженных силах, Генеральной прокуратуре и других силовых структурах президент должен осуществлять только после консультаций с Советом Федерации.
— Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Он же вносит в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий.
- Конституционный Суд Российской Федерации до подписи президента рассматривает принятые Госдумой законы на предмет их соответствия Конституции страны.
Есть много других поправок к Конституции. В чем же состоит их цель?
До сих пор у президента были большие полномочия. Слишком большие. Поэтому возникла необходимость несколько ограничить их и распределить по другим государственным органам. В реформе российской Конституции можно усмотреть стремление к тому, чтобы приблизить российскую модель к американской с ее тремя ветвями власти. Но в конечном счете такого разделения властей в новой Конституции России не просматривается. Поэтому и возникают опасения по поводу того, смогут ли в новой российской властной структуре правильно взаимодействовать президент, премьер-министр, Госдума и высшие суды.
В этой связи многие на Западе считают, что единственной целью новых инициатив Путина является сохранение за ним власти и в дальнейшем. В 2024 году срок президентских полномочий Путина истекает. По нынешней Конституции, он не может баллотироваться на третий срок. Таким образом, на продолжительный период времени он превращается в «хромую утку». Не желая допустить этого, Путин играет на опережение.
Сохранение высшей власти в России за Путиным
Если пробежать глазами внесенные в российскую Конституцию поправки, то может создастся впечатление, что Путин готовит должность президента России для кого-то другого. Поэтому полномочия этого должностного лица сокращаются, чтобы им было легче управлять. Например, кандидатуру премьера и членов кабинета представляет президенту Госдума.
Опять же повышается роль Госсовета. Созданный в 2000 году по указу президента он до сих пор был рекомендательным для него органом. По новой же Конституции Госсовет занимается обсуждением ключевых для страны вопросов и выработкой важнейших политических решений. Многие в этой связи думают, не для себя ли готовит его Путин?
Однако у российского президента в резерве может быть много других решений. У него богатый опыт в их имплементации. Известно же, что после первых двух президентских сроков он «уступил» свое место Медведеву и вернулся в президентское кресло уже в 2012 году. Как и раньше у Путина наверняка припасен какой-то хитрый политический ход, который в конечном счете позволит ему не выпустить бразды правления Россией из своих рук. И скоро мы об этом узнаем.
Укрепляющий свою диктатуру Си Цзиньпин
Параллельно с Путиным свою диктатуру укрепляет и Си Цзиньпин.
Он занял высшие в КНР посты после того как в ноябре 2012 года был избран Генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем Центрального военного совета. Еще Дэн Сяопин установил в Китае правило о необходимости смены высшего руководителя страны после 10 лет правления. И Цзян Цзэминь, и Ху Цзиньтао последовали этому завету. В соответствии с ним, на съезде КПК в 2017 году, после 5 лет нахождения на высшем партийном посту, Си Цзиньпин должен был бы определиться со своим более молодым преемником и ввести его в постоянный комитет Политбюро ЦК КПК.
Однако Си Цзиньпин этого не сделал. Вместо этого он усилил свое окружение и обзавелся сильными сторонниками. Си Цзиньпин реформировал устав КПК, в котором теперь записано, что «под руководством товарища Си в Китае в настоящее время победила социалистическая идеология с самобытным и современным китайским лицом». Председатель Си в настоящее время демонстрирует авторитет, который не уступает авторитетам Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.
Си Цзиньпин освободился от связывавшего его условия о «двух сроках правления» общей продолжительностью 10 лет
В марте 2018 года Всекитайский съезд народных представителей отменил ограничение, по которому Председатель КНР и его заместитель могли занимать эти посты только два срока общей продолжительностью 10 лет. Из этого можно сделать вывод о том, что, скорее всего, в 2022 году Си Цзиньпин не сложит с себя полномочия верховного лидера страны и продолжит оставаться на этой позиции и дальше.
В китайской Конституции записано, что «Коммунистическая партия Китая руководит государством». Таким образом, источник власти в Китае находится вне Конституции.
А кто же тогда руководит Китайской компартией? В уставе КПК сказано, что в Китае на основе выборов формируются Всекитайский совет народных представителей, Центральный комитет КПК и Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК. На самом деле всем известно, что всей кадровой политикой в Китае заправляет ЦК компартии. Центральный комитет руководит партией. А самим Центральным комитетом никто не руководит.
КНР изначально является диктатурой, в которой нет необходимости реформировать Конституцию. На этот раз было отменено ограничение по 10-летнему сроку пребывания на высшем посту в стране. Постепенно в Китае усиливаются тоталитарные тенденции.
В России сейчас всесильной коммунистической партии нет. Основой власти служит Конституция страны. Если и можно здесь усилить диктаторский режим, то только посредством манипуляций над Конституцией.
Нацисты и Сталин
В первой половине XX века в мире появилось немало диктаторских режимов. Эти режимы и породили Вторую мировую войну.
Нацистскую Германию и Советский Союз тех времен можно определить как тоталитарные режимы. Это подробно описала в своей книге «Истоки тоталитаризма» немецко-американский философ и историк еврейского происхождения Ханна Арендт. Она покинула еще довоенную Германию и эмигрировала в США.
Арендт считает, что тоталитарные режимы — это полярное проявление диктаторских систем. В них наряду с исполнительной властью существует власть партий. И там, где партийная власть управляет правительствами, демократия невозможна по определению. Это особая форма диктатуры, в которой вся власть концентрируется в руках партии. Под это определение подпадают нацистская Германия и сталинский Советский Союз. Господствующей идеологией в Германии был национал-социализм, основывающийся на абсолютном превосходстве арийской нации. В СССР это был марксизм-ленинизм, провозглашавший конечную победу мировой революции. В этом было их коренное различие. Однако заслуга Арендт состоит в том, что она доказала существование во всех диктаторских режимах схожих элементов.
Сможет власть КПК в Китае и власть Путина в России превратиться в тоталитаризм?
Классическим примерами тоталитаризма явились нацизм и сталинизм. У итальянского фашизма было много общих черт с нацизмом. Но в Италии фашистская партия Муссолини ограничилась занятием важных мест во власти и не превратилась в инструмент руководства правительством.
Что же это такое — двухъярусная параллельная система управления, характерная для тоталитарных государств? Это когда и правительство, и партия имеют одноименные параллельные органы управления, занимающиеся всеми сферами жизни государства. Как будто они смотрят друг на друга в зеркало. Но при этом партия обладает руководящей ролью. Исполнительные органы послушно выполняют ее волю. Вся власть концентрируется в руках партии и ее центра.
Такая система власти эффективна для продвижения вперед революций и ведения войн. Существование таких тоталитарных режимов характеризовало XX век. Странам, отстаивающим идеи свободы и демократии, очень трудно бороться с такими режимами. Это требует колоссальных затрат и времени.
Когда Арендт писала свою книгу, Китайская Народная Республика только-только образовалась. Поэтому в исследовании ученой ничего не говорится о Коммунистической партии Китая.
Но в наше время власть КПК стала огромной, и ее влияние распространяется на весь мир. Так можно ли уже сейчас говорить о том, что режим Коммунистической партии становится еще одним тоталитарным режимом? И превращается ли Россия Путина в такой же тоталитарный режим? Интересно, как определила бы эти две системы власти американская ученая Ханна Арендт? Здесь перед нами встает большой знак вопроса.
Дайсабуро Хасидзумэ — политолог, доктор политологии, почетный профессор Токийского политехнического университета. Автор многочисленных научных изданий и книг: «Социология войны», «Подлинное международное право», «Странное христианство», «Здоровая Япония» и др.