Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Россия промолчала на уход Асада, по какому пути она пойдет?

Duvar: в отношениях с Сирией Россия руководствуется принципом прагматизма

© AP Photo15 сентября 2017 года. Российский солдат наблюдает за Пальмирой из военного вертолета. Правительственные войска активизировали накануне наступление против боевиков "Исламского государства" в центральной Сирии.
15 сентября 2017 года. Российский солдат наблюдает за Пальмирой из военного вертолета. Правительственные войска активизировали накануне наступление против боевиков Исламского государства в центральной Сирии.  - ИноСМИ, 1920, 14.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди политических игроков в Сирии Россия занимает первое место, пишет Duvar. Однако Москва не продемонстрировала бурной реакции на свержение Асада. Тому, по мнению автора, есть несколько причин.
Падение администрации Асада в Сирии 8 декабря поднимает множество вопросов о будущем страны. Однако особого внимания заслуживают шаги, предпринятые или не предпринятые активными игроками на месте. Это дает понимание того, что происходило не только в последнее время, но и в ходе 13-летней войны. Первое место среди этих игроков занимает Россия.
На этой неделе мы рассмотрим причины вмешательства России в Сирию и попытаемся найти ответы на вопросы о том, почему РФ не продемонстрировала бурной реакции на последние события и какого пути в отношении Сирии она будет придерживаться.

Почему Россия ввела войска в Сирию?

Начало Россией военной операции в стране за пределами ее ближнего зарубежья имело множество причин, связанных с событиями в бывших республиках СССР и на Ближнем Востоке. Цветные революции начала 2000-х годов, беспокойство по поводу расширения НАТО, арабская весна и, в частности, смена режима в Ливии с фокусом на Запад заставили Москву рассматривать западные вмешательства как усилия, которые наносят ущерб интересам России и изменяют международную систему не в ее пользу. Именно по этой причине Россия, извлекшая уроки из Ливии, наложила вето практически на все резолюции совета Безопасности ООН относительно Сирии и Асада. Майдан на Украине, рассматриваемый как еще одно отражение западного вмешательства, привел к присоединению Крыма к России и ее изоляции со стороны Запада. В конце концов Сирия, с точки зрения России, также должна была разорвать этот занавес изоляции и отчуждения.
Еще одной причиной начала сирийской кампании в 2015, а не в 2011 году, была растущая радикальная / джихадистская угроза со стороны ИГИЛ*. С точки зрения России подъем радикального исламизма нес в себе непредсказуемость, способную вызвать хаос не только на Ближнем Востоке, но и в ее собственном доме, в ближнем зарубежье.
Помимо угроз и рисков, эта кампания также стала окном возможностей и для некоторых политических и экономических достижений. Успех России в этой интервенции должен был показать, что она может быть глобальным игроком, позволить ей извлечь из конфликта в Сирии благоприятные последствия для себя, открыть новые рынки для своей промышленности путем презентации собственных вооружений, повысить свой авторитет как надежного и жесткого союзника в глазах других государств на Ближнем Востоке.

Операция России в Сирии и ее достижения

Россия ввела войска в Сирию в 2015 году. Однако, в отличие от привычных американских интервенций, Россия не вышла на поле боя с масштабной наземной силой. Поскольку операции российских наемников на земле были отражены, Россия предпочла воздушную интервенцию, направила советников / экспертов, военное оборудование и снаряжение. Иными словами, сирийская кампания России отличалась от грузинской и украинской. Почему? На этот вопрос можно дать много ответов, расширив его масштабы, однако, проще говоря, Сирия не находится в ближнем зарубежье РФ и не считается ее задним двором, поэтому Россия не хотела тратить там всю свою энергию. Более того, Россия считала, что при наличии Ирана и "Хезболлы", а также усиленной сирийской армии можно контролировать лишь определенный регион. И здесь Россия учитывала не столько будущее Асада, сколько свои собственные возможности и ограничения. Избегала бросания прямого вызова Соединенным Штатам и Турции. Способствовала установлению контроля над одними регионами, исключая другие.
Астанинский процесс позволил России совершить дипломатический прорыв, обеспечив прекращение огня в Сирии на основе своей линии. Более того, России удалось продать систему противовоздушной обороны С-400 Турции — члену НАТО, которая сбила российский самолет. В 2017 году Россия арендовала военно-морскую и воздушную базы в Сирии на 49 лет. Так почему же Москва, добившись таких результатов, не заняла похожую позицию в последнее время?
Избранный президент Дональд Трамп выступает перед представителями Республиканской партии на конференции Палаты представителей 13 ноября 2024 года - ИноСМИ, 1920, 13.12.2024
Заявление Дональда Трампа по Сирии, которое изменит балансТрамп заявил, что Сирии придется самой справляться со сложной внутренней ситуацией, потому что ни США, ни Франция вмешиваться не будут, пишет Haber7. Турецкие читатели предположили, что это означает: у Израиля полностью развязаны руки и он может делать что хочет.

Почему Москва согласилась с падением Дамаска?

На вопрос о том, почему Москва не выступила против падения Дамаска, можно дать двухуровневый ответ с учетом реалий в регионе и в России.
Что касается региона, наземными силами, обеспечившими выживание Асада, были Иран, Ирак и "Хезболла". Эти силы потерпели серьезный урон после 7 октября 2023 года. Нападения Израиля на линии снабжения и транзита в Сирии наслоились на собственные проблемы и затруднения сирийцев, и значительная часть наземной силы вышла из строя. Проблемы в отношениях между осью сопротивления и Асадом также сделали интервенцию более рискованной. В каком-то смысле каждый занялся своими проблемами, а ожидание возможных жестких подходов во второй срок Трампа лишь усилило молчание России. Было известно, что у России, как и у региональных игроков, не всё гладко в отношениях с Асадом. Слова советских дипломатов о Хафезе Асаде "он принимает у нас любую помощь, кроме советов", с точки зрения Москвы, справедливы и для Асада-младшего.
Причина, вытекающая из реалий в самой России, напрямую связана с украинским конфликтом и возможным сценарием прекращения огня. Россия, в отличие от сирийской кампании, начала тотальное наступление на Украине. Украинский конфликт поглотил значительную часть российского бюджета, к тому же Москва, потерявшая часть своих доходов от энергоресурсов, вынуждена придерживаться сбалансированной стратегии. Администрация Байдена напоследок предоставила Украине ракеты средней дальности, способные напрямую наносить удары по России. В результате Москва настолько переключила внимание на Украину, что Путин выступил с экстренным обращением. Более того, в российском общественном мнении Сирия рассматривалась и преподносилась как площадка для обретения опыта российских военно-воздушных сил и испытания военной техники. С другой стороны, ситуация на Украине стала походить на гордиев узел, в результате чего братские народы несут большие потери, провоцируются крупные проблемы и волнения. В этих условиях Кремль, должно быть, предвидел, что шаг, откладывающий урегулирование конфликта с Украиной, может нанести ущерб легитимности и власти Владимира Путина.
Наконец, смена президента в Белом доме в определенной мере породила надежды на формулу, которая, возможно, невыгодна России на Украине, но могла бы предотвратить потери. Переговоры Путина и Трампа (факт переговоров не подтвержден официальными источниками. — Прим. ИноСМИ), а также встреча Трампа с Зеленским во Франции накануне падения режима Асада создают впечатление, что на дипломатической линии Киев – Вашингтон – Москва контакты могут ускориться. И вот на данном этапе США и Запад, возможно, попросили Россию не затягивать ситуацию в Сирии и адаптироваться к переходному периоду для создания предпочтительных условий за столом переговоров по Украине. А Россия, принимая во внимание ситуацию на поле боя и свои экономические и военные условия, судя по всему, сказала: "Россия прежде всего".
Можно ли считать, что Россия на фоне этих событий говорит: "Асад ушел, Сирия для меня закончилась"?
Заход ракетного крейсера Петр Великий в сирийский порт Тартус - ИноСМИ, 1920, 13.12.2024
Россия близка к заключению соглашения с новым руководством Сирии о сохранении военных базМосква ведет переговоры с новым руководством Сирии о сохранении двух военных баз в стране, пишет Bloomberg. По мнению автора, Минобороны РФ считает, что между Россией и вооруженными боевиками, захватившими Дамаск, есть неофициальная договоренность.

Новая стратегия России по Сирии: я должна защитить свои базы

Хотя пока рано говорить о том, что Россия пойдет по этому пути, не следует исключать вероятности того, что она не прибегнет к громкому противодействию. Сирия имела особое значение и для СССР, и для России прежде всего потому, что располагала выходом к Средиземному морю. База Тартус, полученная в 1971 году, стала серьезным достижением в этом отношении. В этом контексте военная база имела приоритет и находилась под защитой. С 1970-го по 2000-й год в отношениях, установленных с Хафезом Асадом, а затем с Башаром Асадом, предпринималась попытка сбалансировать геополитические и экономические интересы. Когда мы смотрим на новую картину, можно сказать, что на данный момент Россия согласилась со свержением Асада при тихом переходе и закулисных переговорах.
Также есть некоторые заявления и шаги, которые показывают, что между "Хайят Тахрир аш-Шам" (ХТШ)* и Россией идет диалог. Во-первых, хотя иранское посольство в Дамаске было разграблено, российская дипмиссия осталась нетронутой. Путин официально не встречался с Асадом, укрывшимся в Москве, но он также не позволил Асаду разделить участь Каддафи. Во-вторых, на посольстве Сирии в Москве разрешили вывесить новый сирийский флаг. Представители посольства в беседе с ТАСС и РИА "Новости" заявили, что продолжают свою деятельность и ждут указаний от новой администрации. Тем самым Россия через два своих официальных информагентства заявила, что не создаст никаких проблем для контролируемого ХТШ* Дамаска с их признанием.
В основе этих действий лежит требование России защитить арендованные ею до 2066 года базы в Тартусе и Хмеймиме. Ведь этими базами невозможно легко пожертвовать не только в силу российского присутствия в Сирии и на Ближнем Востоке, но и в силу политики России в Африке. Так как же фронт во главе с ХТШ* смотрит на Россию?
ХТШ* разрешила российскому персоналу и Асаду покинуть Сирию и не тронула российское посольство. Эти шаги можно рассматривать как сигнал Москве "не беспокойтесь". Кроме того, аналитические центры, близкие к этим группировкам, сделали через западные средства массовой информации заявления, которые можно резюмировать так: "Сирийская армия зависит от России во многих сферах, от программного обеспечения до самолетов, от оружия до танков, мы должны принять это во внимание... Мы хотим установить хорошие отношения как с США, так и с Россией". Такое развитие событий можно объяснить тем, что стороны могут открыто или тайно собраться за одним столом и захотеть продолжить сотрудничество на определенном уровне.
Россия, в отличие от СССР, не смотрит на Ближний Восток и Африку с политико-идеологической точки зрения. Москва отдает приоритет принципам, которые можно охарактеризовать как грубый прагматизм, и предпринимает шаги, направленные на укрепление позиций в соответствии с ее интересами. Учитывая характер российской внешней политики, сотрудничество с новой сирийской администрацией вполне разумно, особенно в военной сфере и по военным базам. Более того, учитывая, что Асад находится в Москве, у России, судя по всему, есть запасной план на случай возможного изменения баланса сил и новой активизации сторонников бывшего президента.
Автор: Мюхдан Саглам (Mühdan Sağlam).
* Террористическая организация, запрещена в РФ.