Львов без туристов. Многие из нас, львовян, лелеяли мечту об этом еще с тех пор, когда город окончательно превратился в туристическую Мекку. Хоть на неделю, хоть на день, хоть на час. И вот мечта материализовалась. Можно свободно гулять по площади Рынок, не обходя толпы приезжих. Можно следовать по Армянской или Староеврейской и не встретить ни одной живой души на пути. Можно вскарабкаться на Высокий Замок, не пробираясь сквозь поток туристов…
Делает ли это нас счастливыми? Что-то не очень. Новая реальность почему-то совсем не поднимает уровень серотонина, не стимулирует выделение эндорфинов в нашем организме. Наоборот, возникает ощущение не уютности, жуткости на фоне апокалиптической пустоты. А тут тебя еще догоняет авто с громкоговорителем на крыше, напоминая правила поведения во время карантина, советует оставаться дома. Нет, лучше уж пусть Львов с толпами туристов, чем Львов коронавирусный. От таких прогулок мало удовольствия.
Возвращаешься домой, влезаешь в интернет и узнаешь, что карантин продлен еще на три недели. Черт. Но что же — вполне ожидаемо. Становится еще печальнее. Ощущение пребывания в каком-то замкнутом круге.
Понятно — карантин нужен. Даже, несмотря на то, что официально на Украине пока что выявлены лишь полторы сотни зараженных коронавирусной инфекцией Covid-19. Это — вообще мизер, ниже статистической погрешности. Но, как любят шутить врачи: нет здоровых людей, есть недодиагностированные. Поэтому, сколько на самом деле украинцев успели подхватить смертоносный вирус, пока точно никто не знает. Можно предположить, что значительно больше, чем об этом говорит официальная статистика. Особенно учитывая то, что на родину вернулись десятки тысяч гастарбайтеров из тех стран, где пандемия приобрела угрожающие масштабы. Прежде всего — из Испании и Италии. Эти страны уже успели побить рекорд Китая по количеству инфицированных людей.
Но поможет ли нам карантин, не усугубит ли он ситуацию? Ведь понятно, что неработающая экономика разрушает наш социальный фундамент, а с ним и нашу способность бороться с пандемией, которая требует немалых ресурсов.
Даже развитые страны готовятся к глубокому экономическому кризису. Вот, к примеру, Организация экономического сотрудничества и развития (а она объединяет 35 самых богатых стран мира) прогнозирует глубокую рецессию мировой экономики в связи с пандемией коронавируса. По словам генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, убытки от Covid-19 уже превысили потери от глобального финансового кризиса 2008 года и от терактов одиннадцатого сентября 2001 года. «Становится все более вероятным, что ВВП как в мировом масштабе, так и в отдельных регионах в этом и следующем кварталах 2020 года будет сокращаться. Мы не знаем, сколько денег потребуется на борьбу с безработицей, потому что нам неизвестно, сколько людей потеряют работу. И мы не знаем, сколько будет нужно для реанимации сотен тысяч средних и мелких предприятий, которые уже пострадали», — жалуется Гурриа.
И это, напомню, речь идет о наиболее развитых в промышленном плане государствах, к которым Украина никак не относится. То, что ожидать на нашей родине — страшно и предположить. Поэтому, может, есть смысл, как, например, в Норвегии или Швеции раскрепоститься, прибегнуть лишь к очень легким ограничительным мерам. Если коронавируса невозможно избежать, то стоит переболеть им, как гриппом, получить иммунитет и тем самым спасти экономику от более глубокого кризиса. Примерно так объяснили свои скромные действия во время пандемии нидерландский и шведский премьеры — Марк Рютте и Стефан Левен. А за океаном еще и президент Бразилии Жаир Болсонару в своем обращении к нации призвал мэров городов и губернаторов штатов прекратить режим карантина и «вернуться к нормальной жизни». «Вирус пришел, мы с ним пересеклись, и вскоре он уйдет. Наша жизнь должна продолжаться, рабочие места должны сохраняться. В группе риска люди за шестьдесят. Зачем закрывать школы?» — возмущается бразильский президент.
Что ж, может и пронесет. А может, и нет. Роковой пример Италии, которая так поздно опомнилась и только через месяц после фиксации тысячи инфицированных начала принимать карантинные меры, что является очень показательным. Лучше все же переусердствовать, чем недоусердствовать.
Поэтому, пусть Украина пройдет свой карантин, лучше подготовится к росту количества больных, избежит резкой вспышки болезни. Обидно только, что действующая власть не рассказывает о своих планах борьбы с коронавирусом, о том, почему карантин продлен именно на такой срок, зачем введен режим чрезвычайной ситуации, какие меры планируется реализовать за отведенный срок. Поэтому, находясь в неведении, люди рисуют в своих головах самые ужасные сценарии, понемногу впадают в панику. Со временем эта паника будет только нарастать. Какой выйдет Украина из карантина? Не рухнет ли полностью ее экономика? Сможет ли помочь МВФ, у которого и без нас будет достаточно заемщиков? Не вырастет ли стремительно криминогенная обстановка, как в голливудских постапокалиптических фильмах.
Вот те же американцы, готовясь к таким сценариям, активно закупают оружие. Как показывает статистика Национальной стрелковой ассоциации США, в течение февраля, то есть с момента появления в стране первых случаев заболевания коронавирусом, было продано 2,8 миллиона единиц оружия. Это на 36% больше, чем в январе 2020 года. Примечательно то, что большинство покупателей — это люди, которые приобрели огнестрельное оружие впервые в жизни. До сих пор, то есть до эпидемии, достаточно многочисленная группа американского населения воздерживалась от такого приобретения. Но сейчас даже тихие американцы готовятся к тому, что пандемия и экономический кризис породят массу мародеров, которые будут врываться в частные жилища в поисках хоть какой-то пищи. Поэтому без оружия здесь никак не обойтись.
Действительно ли Америку ожидает такой жуткий сценарий? Вряд ли. Особенно после того, как Сенат США принял беспрецедентную «коронавирусную помощь» отечественной экономике. Общая стоимость пакета — два триллиона долларов! Страшно себе представить. Его еще должна принять Палата представителей и подписать президент, но межпартийное согласие уже достигнуто, так что с этим не должно возникнуть никаких проблем.
Похожую подушку безопасности готовит себе и Европейский союз. Да, определенной рецессии ему не избежать, но он еще имеет достаточный запас прочности. Так что зря начали злорадствовать евроскептики и их спонсоры в Кремле. Даже слово новое придумали Корексит, наподобие Брексита. Корексит — это якобы распад ЕС, у которого не было бы возможности выдержать удары, нанесенные коронавирусом. Прокремлевские и евроскептические масс-медиа и журналисты в Европе описывают примерно такой сценарий развала Европейского союза. Страны-члены ЕС закрывают внутренние границы, отменяют Пакт стабильности, спорят за распределение общих средств, прибегают к решению только собственных проблем, вызванных пандемией. В конце концов, напряжение между ними приобретает такой уровень, что находиться в рамках единой организации становится невозможным. Евросоюз распадается.
Насколько реальным выглядит такой сценарий? Не более реальным, чем сотни предыдущих пророчеств о неминуемом распаде ЕС. Конечно, обидно, что ЕС не сразу объединил усилия с приходом в Европу коронавируса. Италии долгое время приходилось самостоятельно бороться с эпидемией, понеся тысячи летальных потерь. Но, наконец, чувство европейской солидарности взяло верх. Например, Германия начала принимать в свои больницы больных из Италии и Франции. Вскоре эти позитивные начинания поддержат и другие страны, чьи медицинские мощности позволяют помогать соседним странам. Потому что, помогая соседям, они помогут и себе.
Европейский Центробанк и Европейская комиссия уже разработали пакет действенных мер по поддержке экономики ЕС. Эксперты оценивают его довольно положительно. Поэтому хоронить Европейский союз еще явно преждевременно.
Хотя, конечно, и Европа, и США могли бы получше подготовиться к такому катаклизму. Об этом мудрые люди неоднократно предупреждали. Вот, например, Билл Гейтс писал еще в 2015 году: «Если что и сможет погубить более десяти миллионов человек в ближайшее десятилетие, то, скорее всего, это будет очень опасный вирус, а не война. Не ракеты, а микробы. Одной из причин является то, что мы тратим огромные деньги на средства ядерного сдерживания. При этом выделяем очень мало средств на предупреждение эпидемий. Поэтому мы не готовы к следующей вспышки эпидемии!». Как в воду смотрел.
А что украинское правительство? Как уже было сказано, пока от него, к сожалению, не удалось услышать каких-либо убедительных программ по поддержке украинской экономики в условиях карантина. Приходится лишь читать фейсбучные сообщения министра внутренних дел Арсена Авакова о его видении ситуации и необходимых мерах. Отдельный вопрос: почему этот токсичный политик до сих пор находится на своей должности? Неужели действующая власть не может без него справиться? Или она слишком слаба, чтобы ему противостоять? Но эти вопросы можно будет развить в отдельной статье, а сейчас взглянем на его предложения по борьбе с пандемией. Он пишет о необходимости еще более жестких мер и еще более жесткого контроля, который, очевидно, должно было бы осуществлять его ведомство. В таких условиях Аваков становится едва ли не самым влиятельным человеком в государстве. Но это стало бы чуть ли не самым досадным следствием пандемии для Украины.