36-летний Илья — проходящий лечение героиновый наркоман с целым набором грозных врагов: ВИЧ, гепатит В, гепатит С, недоверие со стороны сотрудников банков и предвзятое отношение работодателей. Но теперь Илья неожиданно столкнулся с новым противником — коронавирусной инфекцией. Он признается, что именно ее он боится больше всего.
«Правительству и обществу нет никакого дела до нас и наших болезней, — сказал Илья, который попросил не упоминать его фамилию. — Этот вирус дает им отличную возможность избавиться от нас раз и навсегда».
Не только Илья предсказывает быстрое распространение Covid-19 среди представителей самых уязвимых слоев населения России — среди бедных, немощных, бездомных и инвалидов.
С тех пор, как Владимир Путин пришел к власти в России, прошло уже 20 лет, но эта страна по сей день занимает одно из первых мест по уровню неравенства в обществе. 98% долларовых миллиардеров мира — граждане России. Тем не менее, 12,5% населения этой страны живут за чертой бедности, то есть менее чем на 110 фунтов стерлингов в месяц. Российская система социального обеспечения, получающая весьма скудное финансирование, систематически урезает шансы на здоровье и жизнь представителям целого ряда слоев российского общества.
Эта лежащая в основе несправедливость обостряется в периоды кризисов. Максим Малышев, активист Фонда Андрея Рылькова, который представляет интересы малообеспеченных и наркозависимых россиян, утверждает, что коронавирусная инфекция представляет собой «смертный приговор» для многих из тех, с кем он работает. Малышев объяснил: «Все наши подопечные попадают в уже известные группы риска — это следствие ВИЧ и ослабленной иммунной системы. Некоторые находятся в тюрьме, вынужденные жить в очень тесных камерах с другими заключенными. И ни один из них не сможет рассчитывать на какие-либо преимущества, если речь зайдет о медицинской помощи».
«Я уверен, что множество людей умрет в результате этой эпидемии просто потому, что они инвалиды, — сказал Малышев в интервью изданию Independent. — Возьмем в качестве примера мою ситуацию. Я не могу себе помочь, в социальном смысле я беззащитен. Если до этого дойдет, меня даже не возьмут на лечение, если я приеду в больницу. Можете не сомневаться, мы находимся на самом дне общества».
Даже если сам вирус минует самых слабых людей в обществе, связанный с ним кризис нанесет серьезный удар по их кошелькам. Российские инвалиды чаще всего сильно зависят от выплачиваемых государством ничтожных пособий и пенсий. Однако в условиях режима самоизоляции, введенного в России, — где ритейлеры могут сами устанавливать цены на товары первой необходимости — этих пособий попросту не хватит на жизнь. Требование оставаться дома также влечет за собой необходимость пользоваться услугами служб доставки, чего бедные люди не могут себе позволить.
Власти Москвы уже признали, что люди с ограниченными возможностями сталкиваются с непреодолимыми финансовыми трудностями, однако они пока не смогли выработать эффективные методы решения этой проблемы. Когда был введен карантин для наиболее уязвимых слоев населения, власти столицы выделили по 2 тысячи рублей пенсионерам и людям, страдающим хроническими заболеваниями. Очевидно, что этого недостаточно.
«Нужно проделать гораздо больше работы просто для того, чтобы сохранить уже имеющееся, чтобы хотя бы на прежнем уровне оказывать поддержку представителям уязвимых слоев, — сказала адвокат Фролова. — Нам стоит задуматься над тем, каково это — быть на их месте».
Одним из побочных эффектов неожиданной новой реальности 2020 года стало то, что в условиях режима самоизоляции обычные россияне постепенно начинают испытывать именно ту социальную изоляцию, в которой постоянно живут их сограждане, на которых никто никогда не обращает внимания.
Иван Бакайдов, 21-летний программист и блогер из Санкт-Петербурга, страдающий церебральным параличом, считает, что текущий кризис может обернуться новой возможностью. В целой серии своих постов в социальных сетях Бакайдов пишет, что эпидемия коронавируса позволяет лучше понять то, как живут и с какими проблемами сталкиваются наиболее уязвимые россияне. Он призвал людей с ограниченными возможностями поделиться своими историями о жизни в изоляции, после чего завязалась оживленная дискуссия.
«Люди с инвалидностью настолько изолированы от внешнего мира, что этот вирус вряд ли их затронет, — сказал блогер в интервью газете Independent. — Но сейчас наступил тот момент, когда мы наконец можем рассказать людям о нашем тяжелом положении».