К кому же русским обращаться с вопросами о нынешней эпидемии?
Многие СМИ делают все возможное. Но российским журналистам, как всегда в этой стране, добывать достоверную информацию трудно, потому что чиновники привыкли все замалчивать. Более того, государственной «четверной власти» русский народ не доверяет, предпочитая сплетни в социальных сетях.
Органы общественного здравоохранения не проводят ежедневных пресс-конференций. Правительство тоже. Мерами по борьбе с коронавирусом руководит премьер-министр Михаил Мишустин. Он ни на какие вопросы не отвечает. Вместо этого телевидение показывает прямые трансляции его встреч с разными ведомствами.
70% случаев заболевания приходятся на Москву. Там работу возглавляет мэр Сергей Собянин. Именно он пробует на практике различные меры, которые затем, если понадобится, принимает и вся остальная страна. Собянину нравится быть в центре внимания. Настолько, что администрация президента уже начала его тормозить.
Кстати, о президенте. Многие удивляются, почему его самого не видно. Россию охватил серьезнейший кризис за все его двадцатилетнее правление, а Путин вдруг решил отойти в сторонку и постоять в тени.
Можно ли сказать, что в России вакуум власти и неразбериха? Нет. Но не исключено, что скоро так будет.
Не спрашивай президента
В четверг президент Путин выступил с обращением к народу, объявив, что из-за угрозы коронавируса общенациональный отпуск продлится весь апрель.
Скромная риторика президента удивила. Он употребил выражение «нерабочая неделя», но по сути потребовал, чтобы люди сидели дома, хотя и не сказал этого открытым текстом.
Путин прямо объявил, что всю ответственность за борьбу с коронавирусом несет правительство. Не президент. А правительство во главе с бывшим налоговиком, который работает на новом посту чуть более двух месяцев.
Линия президента по меньшей мере удивляет.
Сейчас Путин сидит на домашнем карантине в своей подмосковной резиденции после рукопожатия с врачом, у которого на следующий день выявили коронавирус. Риска заражения якобы нет. По крайней мере, Кремль уверяет, что у президента все хорошо.
Путин — не тот, кто будет вводить в стране чрезвычайное положение из-за вируса. Поэтому был принят новый закон, который наделяет соответствующими полномочиями правительство. По той простой причине, что это может уменьшить народную поддержку президента. А этой весной Путин действительно не может себе позволить рисковать популярностью.
Все из-за новой конституции: президент переписал с рекордной скоростью и теперь хочет получить одобрение народа. Новая конституция жизненно важна для Кремля, ведь она дает Путину право снова баллотироваться в президенты через четыре года.
Так что пусть основной удар примет на себя правительство, а президент выступит арбитром. Рефери, который лишь изредка выбегает на поле, чтобы показать желтую карточку или присудить угловой.
Риск слишком велик.
Губернаторы в шоке
Сейчас, когда путинская система работает в режиме максимальной нагрузки, президент устроил ей новые стресс-тесты.
В своем выступлении в прошлый четверг Путин объявил, что регионы сами решат, какие меры предпринять, чтобы остановить распространение вируса. Для современной России это неслыханно. Доселе всем без исключения управляли из столицы.
А теперь губернаторы вдруг должны начать действовать самостоятельно. Удастся ли это? Ведь они занимают свои посты благодаря лояльности президенту. И раньше компетентность главным аргументом не была. Поэтому велик риск, что многие важные решения в новых рабочих группах забуксуют.
Другая проблема в том, что у губернаторов нет необходимого авторитета. Люди попросту не доверяют местным лидерам.
Таким образом, Путин идет на риск, отпуская поводья. В правящей элите, доселе подчеркнуто лояльной Кремлю, могут появиться трещины.
А вот русский народ решение Путина уйти в сторону не понимает. Люди привыкли видеть его в СМИ каждый день. Посыл ясен: волевой лидер, лично решающий все проблемы, с которыми сталкивается страна. А если лидер пропал, то как стране выиграть войну с коронавирусом?
Папа заплатит — может быть
Еще одна группа населения, которая сейчас затаила дыхание, — это предприниматели.
В своем выступлении в четверг президент пообещал, что все работники получат зарплату за апрель, хотя месяц и объявлен нерабочим.
Зарплату госслужащим казна сможет выплатить из фонда благосостояния. Но как будут решать проблему частные компании, никто не знает.
На практике многие работники апрельскую зарплату не увидят — по той простой причине, что у работодателя нет денег. На массовые увольнения в сложившейся ситуации мало кто пойдет, ведь есть риск, что на следующий день в дверь постучат из прокуратуры. Все что угодно, лишь бы занизить официальные данные по безработице.
Обычно работодатели и сотрудники находят разного рода компромиссы. Можно урезать зарплату или сократить количество рабочих часов. Другой вариант — «убедить» сотрудника уйти в отпуск добровольно или согласиться на месяц без зарплаты.
Кто-то, наверное, спросит: неужто в России нет профсоюзов? Ответ: нет. По крайней мере обличенных реальной властью.
Как бы то ни было, российская экономика из-за коронавируса отправится в глубокий штопор.
Аналитики спорят, как сильно рухнет ВВП. Одни называют цифру в минус 5%, другие — в минус 10%. Несколько миллионов россиян потеряют работу и бизнес. Сегодня безработица составляет 5%. Многие считают, что к концу года она возрастет до 15%.
Нынешний кризис не сулит ничего хорошего и сотням финских компаний в России. В последние годы с российского рынка ушли несколько крупных предприятий. В этом году список скорее всего заметно удлинится.