Теперь, когда наш премьер-министр заболел, когда большинство наших граждан вынуждены мириться с серьезными ограничениями личной свободы, и когда наша экономика балансирует на грани краха, Великобритания достигла такого уровня уязвимости, с каким она не сталкивалась со времен Второй мировой войны. И именно в такой ситуации, когда наши министры заняты разработкой эффективной стратегии борьбы с распространением пандемии, крайне важно, чтобы мы сохраняли бдительность в отношении тех, кто может попытаться использовать наше тяжелое положение ради достижения своих целей.
Один из первых вопросов, которые необходимо решить в том случае, если премьер-министр на время становится нетрудоспособным, — кто получает контроль над ядерными кодами страны. То есть, как только стало известно, что днем в понедельник, 6 апреля, Бориса Джонсона перевели в отделение интенсивной терапии лондонской больницы святого Томаса, сразу же были задействованы протоколы для внештатных ситуаций, чтобы правительство сохранило контроль над ядерным арсеналом страны, который насчитывает около 200 ядерных боеголовок.
Тот факт, что британские ядерные средства устрашения, а также другие элементы нашей национальной оборонной инфраструктуры остаются на местах в этот критический момент, должен продемонстрировать таким странам, как Россия и другие государства-изгои, что они не должны угрожать нашей безопасности. В конце концов только в марте кораблям ВМС Великобритании пришлось сопровождать семь российских военных кораблей после, как сказали британские военные, «необычайно высокого уровня активности» в Ла-Манше и Северном море.
Между тем не меньше тревоги должны вызывать попытки противников подорвать усилия правительства по борьбе с распространением коронавируса с помощью более хитрых современных методов ведения войны, таких как распространение фейковых новостей и откровенной дезинформации об истоках и причинах пандемии.
На угрозу в форме фейковых новостей правительство страны отреагировало, приказав Министерству цифровой культуры, средств массовой информации и спорта создать специальное подразделение для борьбы с распространением дезинформации о коронавирусе, источником которой являются такие страны, как Россия и Китай. Попытки правительства убедить социальные сети блокировать ложные сообщения об этом заболевании пока привели к неоднозначным результатам.
Однако больше всего беспокойства вызывает та сознательная дезинформация, которую распространяют Китай, Россия и Иран, и которая касается реального воздействия вируса на их граждан. Эти страны развернули дезинформационную кампанию, призванную скрыть ошибки их правительств в противостоянии пандемии, и эта кампания всерьез усложняет задачу британских ученых, пытающихся составить всеобъемлющую картину истоков и развития пандемии, — то есть они подрывают попытки правительства Великобритании выработать план по выходу из текущего кризиса.
Недавно во время заседания специального комитета по международным отношениям Палаты общин профессор Дэвид Харпер (David Harper), специалист в области всемирной охраны здоровья, сказал, что в борьбе с пандемиями «обмен информацией всегда играет очень важную роль». Поэтому неспособность этих и других стран предоставить точную и объективную информацию об их действиях и результатах «помешала провести анализ ситуации на ранних этапах развития пандемии».
Учитывая то, какое негативное воздействие оказывает враждебное поведение этих режимов-изгоев на попытки Великобритании справиться с пандемией, крайне важно, чтобы после окончания этого кризиса мы учитывали их нежелание оказать нам помощь в трудную минуту в процессе принятия дальнейших решений.
В первую очередь мы должны поддерживать те страны, которые открыто сообщали подробности своих попыток бороться с этой проблемой, и которые были готовы делиться своими научными знаниями об этом вирусе, а также предоставлять практическую поддержку в форме столь необходимого медицинского оборудования.
Готовность этих стран оказывать помощь резко контрастирует с той ложью и дезинформацией, которые исходят от России, Китая и Ирана.
Более того, министры должны всячески избегать ненужных ошибок в условиях чрезвычайного положения, таких как, к примеру, скандал с покупкой у Китая некачественных тестов на коронавирус.
Поскольку получение эффективных тестов играет ключевую роль в борьбе с распространением заболевания, заявление Службы общественного здравоохранения Англии о том, что разработанные в Китае тесты могут радикальным образом изменить ситуацию, и что их можно будет начать использовать уже через несколько дней, по понятным причинам внушили надежду на прорыв. Теперь правительству приходится просить Пекин возместить ему ущерб после того, как выяснилось, что эти тесты слишком ненадежны.
Это фиаско доказывает, почему так важно, чтобы в будущем британское правительство сотрудничало лишь с теми странами, которым оно действительно может доверять, а не с теми, которые вместо помощи навлекут на него дополнительные проблемы.