Антонио Пиньеро (Antonio Piñero), родившийся в городе Чипиона в 1941 году, — один из крупнейших специалистов в мире по Новому Завету и жизни Иисуса из Назарета с точки зрения истории. В газете «А-Бе-Се» мы решили опубликовать интервью, взятое у этого заслуженного профессора по греческой филологии Университета Комплутенсе в Мадриде, способного, и глазом не моргнув, наизусть цитировать целые отрывки из Нового Завета. Он ответил на ключевые вопросы, которые помогут понять, кем был Иисус из Назарета.
ABC: Как можно охарактеризовать фигуру Иисуса из Назарета и его жизнь исключительно с точки зрения истории?
Антонио Пиньеро: Иисус был ремесленником из Галилеи, который принадлежал к среднему классу и не очень много зарабатывал. Он хорошо разбирался в праве, был экзорцистом, лекарем, пророком, который возвещал о пришествии Царства Божия, а в конце жизни, возможно, сам объявил себя мессией. Он потерпел неудачу при распространении своего учения о праве, потому что ни в Галилее, ни в Иерусалиме не смог никого убедить в его правильности.
- Чем его учение отличалось от иудейских доктрин тех времен?
Антонио Пиньеро: Он не хотел отрекаться от иудаизма, а поступал так же, как и другие пророки в те времена. Иисус критиковал жизнь своего общества, но не отказывался от еврейского народа ни в религиозном плане, ни в политическом. Евреи мечтали о том, чтобы римляне были разбиты легионами ангелов под предводительством Господа. Они знали, что были хуже подготовлены с военной точки зрения, но надеялись, что если кто-то начнет борьбу с римлянами, бог будет на их стороне.
- Он был новым Моисеем?
Антонио Пиньеро: В каком-то смысле да, но он не имел того же значения. Идею того, что Иисус — новый Моисей, затем предсказали евангелисты. И раз уж мы заговорили о Ветхом Завете, необходимо провести параллель с библейским персонажем, судьей Гедеоном. Его имя означает «отважный воин». При помощи Господа он возглавил вооруженную борьбу против амаликитян и мадианитян. Царство Божие, которое должно наступить с приходом мессии, — это конец римского гнета. Иисус был убежден, что оно наступит не благодаря действиям человека, а в результате божественного вмешательства.
- Также есть те, кто отмечает важность классического влияния на учение Иисуса Христа. Знал ли он греческий и повлияла ли на него культура эллинизма?
Антонио Пиньеро: Сами евреи называли Галилею местом, полным язычников, потому что там жило много греков. Иисус был подвержен их влиянию, хотя был воспитан как иудей. Он был плотником, способным не только делать мебель, но и строить дома, поэтому, возможно, он выучил греческий, чтобы расширить свое дело. В Евангелии от Иоанна приводятся два указания на то, что Иисус знал греческий. Но это не значит, что эллинизм повлиял на его религиозные убеждения. Он был иудеем, не подвергавшимся влиянию извне.
Антонио Пиньеро: Иисус начал проповедовать самостоятельно сразу после смерти Иоанна Крестителя. Его учитель или наставник Иоанн Креститель, будто бы передал ему эстафету, поэтому многие их проповеди схожи. Тем не менее семья Иисуса считала, что он был одержим. В Евангелии от Марка говорится, что он был «не в своем уме» (в испанском языке это выражение имеет то же происхождение, что и слово «экстаз»). Семья не верила в проповеди Иисуса, что было естественно, поскольку ему пришлось оставить дело, приносившее хороший доход. Его мать, скорее всего, была очень удивлена. Но как Мария, женщина, которой Архангел Гавриил сообщил о непорочном зачатии, может потом говорить, что ее сын не в своем уме? Очевидно, есть богословские истории, появившиеся позже, прежде всего те, что касаются детства Иисуса. Тщательное изучение Евангелий может помочь разобраться в его биографии.
- В своих работах вы называете Иоанна Крестителя наставником Иисуса Христа. Вы думаете, он считал Иисуса мессией?
Антонио Пиньеро: Хотя об этом сказано в Евангелии от Луки, мы не можем доказать с точки зрения истории, что Иоанн Креститель был родственником Иисуса. Возможно, богословы добавили эту информацию позднее. Иоанн мог думать, что Иисус был сыном божьим в иудейском понимании: он был пророком, имеющим сильную связь с богом. Поэтому необходимо уточнить, что если в те времена кого-то называли сыном божьим, то он не был сыном бога в физическом понимании, как считали римляне. В Израиле сын божий — это человек, особым образом связанный с божественной природой всего сущего. Например, пророк, первосвященник или царь. Во времена Иисуса царей уже не было, поэтому мессия сочетал в себе признаки всех троих.
- Об этом вы много писали в книге «Иисус и женщины» (издательство «Тротта», 2014). Почему нет никаких исторических оснований полагать, что между Иисусом и Марией Магдалиной были отношения?
Антонио Пиньеро: Вся информация об Иисусе и Марии Магдалине до распятия, которая дошла до нас, — это два небольших стиха из восьмой главы Евангелия от Луки, в которых говорится: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов…» Что может об этом сказать историк? Она была одной из многих женщин, да и к тому же была очень больна. Бесы обозначали болезни. По крайней мере, одной из болезней, скорее всего, была эпилепсия.
- Возможно, люди до сих пор интересуются этой темой, поскольку им кажется весьма странным, что Иисус в отличие от некоторых апостолов, не женился и не имел детей. Это было обычным явлением?
Антонио Пиньеро: А зачем евангелистам, которые совершенно спокойно рассказывают о братьях и сестрах Иисуса и женах апостолов, упоминать что-то подобное, если это было правдой? Гораздо проще было сказать, что как Петр от всего отказался ради Царства Божия, так и Иисус оставил всё, чтобы проповедовать. Как историк я не могу утверждать, был ли он женат, но могу доказать, что его никогда не сопровождала никакая женщина. Пророк Иеремия, которому поклоняются реформисты, был холост. Ессеи, которых считались очень благочестивыми, в большинстве своем тоже были холосты. Чтобы утверждать что-то подобное, нужно хорошо знать, каким был Израиль в I веке.
- Повлияло ли учение Иисуса на еврейское общество?
Антонио Пиньеро: В определенной мере. Около 10-15% последовали за ним, но в Иерусалиме его не очень любили. Взять, например, изгнание торгующих из храма в Иерусалиме: очевидно, некоторые представители общества его недолюбливали. Это было самое жестокое действие, совершенное Иисусом, и оно могло стоить ему жизни. Иисус заявил об очищении храма: о разрушении и восстановлении здания руками Господа. Ремесленники, торговцы и купцы, жившие вокруг храма, не были готовы к подобным изменениям.
- В итоге Иисуса из Назарета распяли на кресте за призывы к мятежу против Рима, но сначала его судили еврейские священники. Что делало его таким опасным по сравнению с другими пророками и предсказателями?
Антонио Пиньеро: Историки давно спорят по этому поводу. Скорее всего, евреи не имели никакого отношения к смерти Иисуса. Судебный процесс, описанный в Евангелиях, никоим образом не соответствовал нормам, существовавшим в то время. Однако евангелисты никогда не придумывают ничего просто так. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что после воскрешения Лазаря в доме первосвященника Каиафы произошло собрание со всеми представителями Синедриона. На нем Каиафа рассказывает, сколько людей следуют за Иисусом, и предупреждает, что это движение может вылиться в революцию против римлян и стоить жизни тысячам евреев. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб», — заявил он. Если Иисуса и судили, то, скорее всего, не совсем по закону.
Антонио Пиньеро: Иисус не был кротким человеком. Он был суровым, постоянно рисковал жизнью, ему постоянно приходилось убегать от преследования, содержать небольшую группу последователей, которые обычно обращались за помощью к другим людям. Затем в Евангелиях, прежде всего, от Марка и Луки, Иисуса изобразили очень кротким и мягким, но это произошло позднее.
- В какой момент римляне обратили на него внимание?
Антонио Пиньеро: Многие не знают, но в Риме по Закону Юлия о собраниях без разрешения властей собраться могли не более десяти человек. В Иудее этот закон исполнялся не так строго. А теперь представьте, что Иисус стал собирать толпы народа. Беспокойство римлян доказывает, что его движение имело определенное значение.
- Иуда — один из отрицательных персонажей в этой истории, однако тот факт, что он предал Иисуса, кажется немного наигранным. Утверждается, что он был казначеем общины и крал деньги, но больше не приводится никакой информации о том, каким он был до предательства.
Антонио Пиньеро: Возможно, Иуда был выдуманным персонажем. В общине был какой-то предатель, на основе этого и появился Иуда. Доказательством является то, что в разных Евангелиях его смерть описывают по-разному: Матфей говорит, что он повесился, а Лука, что бросился со скалы. Если почитать Ветхий Завет, то рассказ Матфея практически повторяет историю советника Ахитофела, который предал царя Давида и затем повесился. В свою очередь, Лука, который, возможно, был греком, принявшим иудаизм, скопировал историю о смерти Антиоха IV Эпифана, преследователя евреев, который хотел искоренить иудаизм во II веке до нашей эры. В любом случае у нас недостаточно аргументов, чтобы отрицать достоверность этих историй.
- Сегодня самоубийство Иуды Искариота воспринимают как проявление трусости, но в своих работах вы не раз упоминали, что в древности самоубийство рассматривали как форму очищения. Можно ли считать, что он искупил свою вину с точки зрения Библии?
Антонио Пиньеро: В классической культуре это называют благородной смертью, но авторы Евангелий были евреями. Они не принимали эллинистические учения: если человек совершает самоубийство, то обрекает себя на муки. Греки же считали, что таким образом человек признавал свою ошибку и платил за нее жизнью, чтобы освободиться. В греко-римской литературе упоминаются 127 случаев самоубийств. Почти все, кто их совершил, умерли благородной смертью.
- Один из персонажей Нового Завета, который привлекает значительное внимание благодаря своей загадочности, хотя и появляется в повествование всего несколько раз, — это Варрава. Именно его народ хочет освободить вместо Иисуса, когда римляне спросили, какого заключенного они хотят отпустить. Кем был этот человек, которого так любил народ и которого освободил Понтий Пилат?
Антонио Пиньеро: На арамейском его имя означает «сын отца», возможно, он был предшественником зелотов, которые появились через 30 лет, или одним из наемных убийц, которые втайне нападали на римлян. Некоторые даже утверждали, что он был одним из учеников Иисуса. Но проверить, существовал ли он на самом деле, весьма сложно.
- Вы упомянули зелотов и наемных убийц. Они действительно хотели свергнуть римское владычество вооруженным путем спустя несколько десятилетий после смерти Иисуса.
Антонио Пиньеро: Зелоты были фанатиками, как сейчас Исламское государство (террористическая организация, запрещена на территории РФ — прим. ред). Когда кто-то уверен в своей связи с богом и считает свое видение религии правдивым, то убийство становится приемлемым способом решения проблем. Иисус не имел никакого отношения к зелотам. Хотя известно, что в Евангелиях нет ни одной фразы, в которой Иисус осуждает насилие. Совсем наоборот. Он говорит: «Если у вас нет меча, то продайте плащ, но купите меч». Мы не можем доказать, что он был ярым пацифистом с простым и непредвзятым учением, как и не можем доказать, что он был первым феминистом.
- Вы не сомневаетесь в том, что он умер на кресте, а не спустя много лет в Кашмире, как утверждают некоторые псевдоисторические теории?
Антонио Пиньеро: Эти теории просто нелепы. Римляне умели убивать людей и не дали бы ему сбежать. Крест был первой серьезной проблемой последователей Иисуса с точки зрения теологии. Необходимо было объяснить, почему мессия умер на кресте. И апостолы ответили, что таков план Господа: поскольку люди совершали очень много грехов, у него не было другого выхода, и он позволил своему сыну умереть. В древности любую проблему решали кровопролитием или принесением жертвы.
- Вместе с Иисусом были распяты два вора. Вы сомневаетесь в том, что они были обычными преступниками.
Антонио Пиньеро: Так называемые воры, которых распяли вместе с Иисусом, возможно, были членами его общины. Лука заменил слово бандиты, которое использовали римляне, чтобы выразить презрение сторонникам антиримских движений тех времен, на преступников, то есть тех, кто нарушил закон. Не стоит забывать, что как только Иисуса арестовали, его община подверглась преследованию. Иоанн писал, что апостолы выстроились вокруг креста, на котором был распят Иисус, но это миф. Марк писал, что все, кроме женщин, стояли поодаль. В семитском обществе женщины не представляли угрозы, и им было нечего бояться.
- Можно ли считать Иисуса одним из основателей христианства с точки зрения истории?
Антонио Пиньеро: Если человек заявляет прямо или косвенно, например, через свою жизнь или данные, которые о нем сохранились, что никогда не хочет основывать религию, то нельзя считать его основателем христианства. Это касается Иисуса, который стремился понять иудаизм и реформировать его, и апостола Павла, которого привлекала идея существования мессии в иудаизме. Но, конечно, мы можем сказать, что они могли не сознавать свой роли в появлении христианства. Христианская вера как таковая оформилась как минимум через 400 лет после смерти Иисуса, и у нее много основателей. Можно сказать, что апостол Павел первым пересмотрел роль Иисуса и заложил самые важные основы, но именно его ученики после смерти апостола стали родоначальниками христианства. Одним из них, возможно, был евангелист Марк, который проповедовал многие идеи Павла.