Выступая в воскресенье на российском телеканале, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что новейший и, возможно, самый боеспособный российский танк прошел полевые испытания в Сирии. «Да, совершенно верно. Они [танки „Армата"] были в Сирии, — сказал он в эфире российского телеканала „Россия-1"». «В боевых условиях, в Сирии, как вы понимаете, именно такого рода испытания, поэтому мы учли все нюансы», — цитирует его информационное агентство ТАСС.
Это, пожалуй, первая обкатка боевой платформы, которая, несмотря на некоторые прежние проблемы, является, наверное, одним из наиболее боеспособных танков (во всяком случае, на бумаге), имеющихся у любой страны. Впервые он был представлен широкой публике девятого мая 2015 года во время ежегодного парада Победы на Красной площади, который проводится в ознаменование победы Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне.
Информационное агентство ТАСС также сообщило, что Т-14 окончательно поступит в серийное производство где-то в 2021 году. «Она [„Армата"] дорогая еще потому, что проходит цикл дополнительных испытаний, модернизации, потому что Министерство обороны заказало дополнительные технические решения прежде чем выйти на серийную поставку со следующего года в рамках того контракта, который был подписан», — сказал Мантуров.
С платформой Т-14 были задержки и раньше. Ранее российский производитель танка Т-14, «Уралвагонзавод», датой начала серийного производства Т-14 назвал 2020 год, и, похоже, что эту дату перенесли.
Хорошо, если все будет работать
В тяжелых ситуациях танк может «форсировать» свой двигатель и развивать мощность от 1500 лошадиных сил до неслыханных 2000 лошадиных сил, хотя это создает свои проблемы. После «наддува» значительно снижается долговечность двигателя.
Импорт-экспорт
В ряде случаев продажа за рубеж технически совершенных платформ, таких как F-22 Raptor или танк M60A2, запрещена. Видимо, с танком Т-14 дело обстоит иначе.
Мантуров довольно неожиданно заявил, что несколько зарубежных покупателей выразили заинтересованность в приобретении платформы Т-14. «Со следующего года, после того, как начнут поставляться уже серийно машины министерству обороны при получении паспорта экспортного облика, мы начнем работать с иностранными заказчиками», — сказал он. Правда, в конце, говоря о заказах, он сделал довольно двусмысленное заявление: «Предварительно, с учетом того, что мы не можем предоставить всю документацию нашим иностранным заказчикам — предварительно есть».
Что ж, посмотрим.
Остаются некоторые вопросы о том, что же на самом деле делали танки Т-14 в Сирии. Вполне возможно, что Т-14 в Сирии не делали ничего, а только стояли и пылились — хотя точно сказать трудно. Возможно, в будущем появится больше информации, и все выяснится.