С тех пор, как по земному шару начала распространяться эпидемия коронавируса, кризисы и напряженность, вызванные различными мировыми проблемами, отошли на задний план и даже практически забылись.
Отныне единственной темой, которой все люди на земле заняты денно и нощно, является коронабедствие, так как это прежде всего борьба за выживание.
Тем временем споры и конфликты, имевшие место в докоронавирусную эпоху, потеряли прежний интерес. Перед лицом угрозы, которую коронавирус представляет для всего человечества, глобальные и региональные военные и политические угрозы — от Сирии до Йемена, от Северной Кореи до Венесуэлы, от Восточного Средиземноморья до Персидского залива — сошли с повестки дня лидеров и обычных людей.
Такая же ситуация характерна для Турции. Турецкие власти и турецкая общественность в круглосуточном режиме на протяжении нескольких недель занимаются мерами по борьбе с коронавирусом. О внешних проблемах, которые ранее сосредотачивали на себе все внимание, перестали говорить и спорить. По большинству этих внешних проблем наблюдается определенное ослабление противостояния и напряжения, даже некоторое затишье. Но при этом не удается получить достаточно надежную информацию о том, какова, например, ситуация в северной Сирии, Идлибе или Ливии, где турецкие военные выполняют свои задачи, или на каком этапе находятся разногласия между США и Россией. Вместе с тем очевидно, что в данный момент некоторые критические проблемы во внешней политике тоже пока остаются в подвешенном состоянии.
Один из таких вопросов — системы противовоздушной обороны С-400, закупленные Турцией у России.
На днях информационное агентство «Рейтер» со ссылкой на турецкого чиновника сообщило, что Турция «отложила» решение «активировать» С-400 (на несколько месяцев). По словам чиновника, это решение не означает «отказ», а является лишь следствием ситуации, созданной коронавирусом, и некоторых технических проблем…
Понятно, что власти в Анкаре приняли это решение об отсрочке с учетом многих факторов, связанных в том числе с коронавирусом. В нынешних условиях эпидемии позиция, которая вызовет жесткую реакцию и действия со стороны США и Запада, создаст совершенно не те политические и экономические последствия. Сейчас не время для трений и конфликтов. Более того, Турция не говорит: «Мы никогда не будем использовать С-400», — не «отступается» от своего решения. Вооружения остаются на складе. Анкара всегда может использовать это и как козырь…
На самом деле благодаря решению об «отсрочке» в отношениях с США и НАТО создается некое смягчение, при этом учитывается фактор равновесия во внешней политике и основных стратегических интересов.
Могут ли США после приостановки развертывания С-400 прекратить угрожать санкциями, отказаться от решения «исключить Турцию из проекта истребителей F-35»? Пока официальных заявлений из Вашингтона нет, есть только слова одного источника о том, что «позиция США не изменилась».
Несмотря на то, что кризис вокруг С-400 на сегодняшний момент предотвращен, проблема повисла в воздухе, тогда как базовые позиции сторон остаются прежними…