Турецкий вызов
Первой, по крайней мере там, где это было ощутимо для украинского экспорта, такие меры стала внедрять Турция. Анкара ввела ограничительные меры в отношении коммерческих транспортных средств и водителей грузовиков, которые перемещались через турецкую границу и оказались изолированными на карантине на четырнадцать дней. Строгие карантинные правила были приняты без предупреждения и касались не только граждан Украины, но и граждан еще шестидесяти пяти стран, попавших в зону риска.
Однако одновременно с этим российские и белорусские перевозчики длительное время могли беспрепятственно осуществлять перевозки, даже когда это было запрещено для перевозчиков из других стран. Самая сложная ситуация возникла на турецко-болгарской границе. Только после дипломатических переговоров на уровне президентов обеих стран заблокированные украинские перевозчики получили разрешение на пересечение границы.
Насколько оправданы такие запреты?
В соответствии с правилами соглашений ВТО, страны-члены могут временно отходить от своих обязательств в исключительных случаях, в частности необходимых для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений. Однако такие меры не должны применяться в отношении произвольной или неоправданной дискриминации между странами или скрытого ограничения международной торговли.
Сейчас, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АСМАП), ограничительные меры продолжают действовать для всех иностранных перевозчиков. Для всех них допуск на территорию Турции возможен только после прохождения 14-дневного карантина.
Парадокс заключается в том, что по данным ВОЗ Турция находится на шестом месте в списке европейских стран, имеющих наибольшее количество подтвержденных случаев COVID-19, в то время как Украина — на двадцать втором месте.
Украина готова действовать в ответ
Украина удивила своей решительностью в решении спорного вопроса. Недавно rабинет министров принял распоряжение о временном ограничении пересечения государственной границы на принципе взаимности. Отныне для водителей и членов экипажа грузовых транспортных средств, членов экипажей воздушных и морских, речных судов, членов поездов и локомотивных бригад стран, установивших ограничения пересечения собственной границы для таких лиц из Украины, могут применяться соответствующие меры на принципах взаимности.
По состоянию на сегодня еще неизвестно, как украинская власть будет реализовывать указанные ограничения, особенно к членам ВТО, в частности Турции. Однако уже понятно, что такое распоряжение дает возможность продуктивнее вести дипломатические переговоры с Анкарой по разблокированию перемещения грузов украинскими перевозчиками.
Бесспорно, такие переговоры могут затягиваться с турецкой стороны учитывая временность таких мер, и Украина под давлением украинских автомобильных перевозчиков может пойти на «зеркальные» ограничения для выполнения распоряжения кабмина. Не стоит забывать, что принцип взаимности может быть применен не по виду транспорта, а по экономической составляющей или для всех видов транспорта.
Тем более, что Украина определила, что такие ограничения могут применяться не только в отношении автомобильного транспорта, но и для воздушных, морских и речных судов. Создание проблем для турецких компаний всех видов транспорта, возможно, заставит Турцию пересмотреть свое решение или скорее найти взаимоприемлемое решение.
Новые риски
Прежде всего, стоит признать: турецкий пример не является случайностью. Скорее всего, такие ограничения станут постоянными. И стоит уже сейчас задать себе вопрос: чем Украина может ответить на эти вызовы? Сейчас ВТО прогнозирует три сценария восстановления глобальной экономики после воздействия Covid-19 (оптимистичный, менее оптимистичный и пессимистичный).
Однако при любом сценарии (от условно-оптимистического до пессимистического) в ВТО прогнозируют рост расходов, связанных с международной торговлей, которые могут быть вызваны рядом причин, в частности, через усиление пограничного контроля, а также мер, принимаемых государствами в рамках торговых политик.
Ситуация осложняется тем, что работа Апелляционного органа по урегулированию споров ВТО до сих пор заблокирована. А соответственно, новые протекционистские ограничения останутся «безнаказанными», что будет стимулировать государства все чаще прибегать к ним.
На это Украина повлиять не может. Однако можно оперативно решить другую важную проблему. Хотя Украина уже двенадцать лет является членом ВТО, она до сих пор не имплементировала в свое национальное законодательство общие исключения и исключения по соображениям безопасности, что могут дать стране законную возможность оперативно защищать национальные интересы на временной основе.
Экономический кризис, вызванный пандемией, делает этот вопрос первоочередным. Ведь поиск ответов на новые вызовы лишь в «ручном режиме» может стать эффективным только на начальном этапе. Поэтому стоит готовиться к новым вызовам уже сегодня. Тем более, времени на подготовку у нас немного.