Запад хочет снести цифровую стену

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Британский журнал «Экономист» посвятил статью крайне важному с экономической точки зрения новому явлению цифрового мира — свободному обмену данными, что требует пересмотра устоявшейся модели сегодняшнего цифрового пространства. При этом техногигант «Майкрософт», кажется, принял концепцию открытых данных.

Два десятилетия назад компания «Майкрософт» была притчей во языцех в закрытом техносообществе. В то время один из технобоссов даже сравнил существование бесплатных программ с открытым исходным кодом с «раковой опухолью». Но это было тогда, — а 21 апреля этого года самая дорогостоящая в мире технологическая компания присоединилась к набирающему силу движению, выступающему за либерализацию данных. К 2022 году компания планирует запустить 20 групп по обмену данными и раскрыть часть своей цифровой информации, в том числе данные по covid-19, которые ей удалось собрать.

И как замечают британские эксперты, «Майкрософт» совсем не одинока в новом для неё стремлении делиться в этот непростой период пандемии коронавируса. Так глава другого гиганта, «Фейсбука», Марк Цукерберг в своей статье, опубликованной в газете «Вашингтон пост» написал: «Мир сталкивался с пандемиями и раньше, но на этот раз у нас есть новая сверхспособность: возможность собирать данные, сохранять и делиться ими во имя благих целей». Видимо поэтому, несмотря на жесткую политику конфиденциальности ЕС, сегодня некоторые еврократы уже согласны с тем, что обмен данными может форсировать усилия борьбы с вирусом.

Эксперты «Экономист» замечают, что идея обмена данными появилась много раньше пандемии. ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, — по сути, клуб богатых стран, считает, что при большем обмене данными некоторые государства могли бы получить рост в размере 1-2,5% от ВВП. Правда, как замечают эксперты, эти оценки базируются на весьма смелых подсчетах, — например, туда включен и потенциальный вклад стартапов, если они будут иметь свободный доступ к обмену данными. Большинство экономистов согласны с тем, что более высокая доступность данных в целом выгодна, поскольку данные, в отличие от нефти, «неконкурентны», — ведь сами по себе они неисчерпаемы, их можно использовать бесчисленное число раз, например, для одновременной работы различных алгоритмов искусственного интеллекта.

«Экономист» утверждает, что многие правительства сегодня признали потенциал самой идеи — делиться данными. Города от Берлина до Сан-Франциско охвачены инициативами «открытых данных». По словам руководителя Лаборатории управления Нью-Йоркского университета Стефаана Верхулста (Stefaan Verhulst), компании боятся потерять интеллектуальную собственность, нарушая конфиденциальность пользователей и сталкиваясь с техническими препятствиями. При этом стандартные форматы данных (например, изображения JPEG) могут быть легко переданы, но многое, что собирает программное обеспечение «Фейсбук», может быть абсолютно бессмысленным для «Майкрософт» даже после переформатирования. Согласно статистике Лаборатории, на сегодняшний день корпорации участвуют в менее, чем половины из выявленных 113 случаев совместного использования данных.

Кампания «Майкрософт» — вне всякого сомнения самая значительная на сегодняшний день. Помимо поощрения некоммерческого обмена, она разрабатывает программное обеспечение, лицензии, — в том числе и совместно с Лабораторией управления, вырабатывает правила и протоколы, позволяющие обмениваться данными или предоставлять доступ без потери контроля. Ряд экспертов полагает, что на самом деле эти шаги компании продиктованы опытом, который был у «Майкрософт»: данные с открытым исходным кодом Ай-би-эм (IBM) в конце 1990-х годов компания использовала в операционной системе «Линукс» (Linux). В результате «Линукс» стал конкурентом «Уиндоуз» и сегодня является основой мобильного программного обеспечения «Гугл» для «Андроида» и большей части так называемых облачных вычислений.

Президент «Майкрософт» Брэд Смит (Brad Smith) отмечает, что менее 100 компаний собирают более половины всех данных, генерируемых онлайн. По его мнению, более активный обмен данными может противодействовать концентрации экономической и политической власти. Как считает Смит, преодолеть «цифровой разрыв» будет непросто. Данные сложнее кода. Большинство программистов говорят на одном языке, и коллективы с открытым исходным кодом в основном решают технические проблемы. При этом люди, отвечающие за данные, зачастую приходят из самых разных отраслей, но не говорят на едином языке.

Эксперты замечают, что в действительности, как в свое время у Ай-би-эм, у «Майкрософт» сегодня существуют иные мотивы, кроме альтруизма, для покорения сферы открытых данных. Компания зарабатывает большую часть денег не за счет извлечения ценности из скрытых данных посредством целевой рекламы, как это делают «Алфабет» или «Фейсбук», а за счет продажи услуг и программного обеспечения, которые помогают другим обрабатывать цифровую информацию. Чем больше данных передается, тем лучше для «Майкрософт», и, как утверждает Брэд Смит, это делает компанию идеальным борцом за открытость данных. «Если Вы хотите знать, кому доверять, — говорит он, — Вы должны взглянуть на бизнес-модель компании».

По мнению журнала, возможно, это и соответствует действительности, однако указывает и на большие препятствия. Даже если технические и юридические барьеры на пути обмена могут быть устранены, многие компании, владеющие огромными объёмами данных, не захотят ослабить свою прибыльную власть над информацией пользователей. Поэтому, несмотря на заявления господина Цукерберга, не стоит ожидать, что «Фейсбук» вскоре последует примеру «Майкрософт».

Все это напоминает процесс глобализации теперь уже цифрового мира. Пока он, похоже, будет выгоден цифровым гигантам-монополистам. Но затем встанет вопрос о цифровом суверенитете государств.

Обсудить
Рекомендуем