«Северные территории», которые длительное время оккупирует Россия, а до этого СССР, 19 мая были отмечены кабинетом министров в «Синей книге по дипломатии» как «острова», на которые у Японии есть суверенитет. Это совершенно естественно, но в ней не указаны ни названия «островов», ни даже их количество. Япония постоянно идет навстречу России, которая не отказывается от продолжения переговоров, но она позабыла о своей позиции. Факт состоит в том, что и ранее заявления правительства не были целостными.
«Синюю книгу по дипломатии» начали публиковать ежегодно, начиная с 32-о года эпохи Сёва (1957 год). Оно представляло издание МИД Японии, в котором оно сообщало своему народу и всему миру о дипломатическом курсе и достижениях того времени. В издании, опубликованном во втором году эпохи Рэйва (2020 год), помимо состояния двухсторонних отношений с различными странами, также рассказывается о саммите G20, который прошел в июне прошлого года в Осаке, и о 7-й Токийской международной конференции по развитию Африки, прошедшей в августе прошлого года в Иокогаме.
За исключением прошлогодних мероприятий построение, пункты и содержание практически ничем не отличаются от предыдущих изданий, но есть нюансы в количестве строк в статьях, а также выражениях. По словам источника МИД Японии, в построение страниц и подбор слов вкладывается месседж. Поэтому иногда некоторые страны протестуют против заявлений, касающихся их.
Запись, сделанная по поводу российско-японских отношений в этом году, также отличается от прошлого года. Наиболее значимое дополнение касается юридической позиции Японии: «У нашей страны есть суверенитет на „северные территории"». В прошлом году не было ни одного слова о позиции Японии.
Несмотря на то, что ранее было четко прописано, что «острова — исконно японские территории» и «четыре острова принадлежат Японии», в прошлом году эти фразы убрали. Причина заключалась в том, что переговоры по мирному договору, нацеленные на возврат «северных территорий», начали входить в нормальное русло.
В ноябре 2018 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин договорились ускорить переговоры. Ответственными за них были назначены министр иностранных дел России Сергей Лавров и его японский коллега (на то время) Таро Коно.
В январе 2019 года стороны приступили к проведению детальных переговоров, и в «Синей книге по дипломатии», опубликованной в апреле того же года, японскую позицию не указали. Дело в том, что российская сторона начала заявлять о законной принадлежности Южных Курил по результатам Второй мировой войны и переговоры могли прерваться.
Если в парламенте Коно спрашивали о «северных территориях», он уходил от ответа: «Я воздерживаюсь говорить о мыслях и курсе правительства вне переговоров». Подобная позиция правительства вызвала критику в Японии, стали слышаться голоса о том, что «власти идут на компромисс по территориальной проблеме». И даже появились подозрения: «Может, они хотят заключить сделку только по двум островам?»
В этом году в «Синюю книгу» добавили фразу о суверенитете Японии на острова, и может показаться, что это — прогресс в сравнении с прошлым годом, однако это не так. Изначальная позиция была такой: «Четыре северных острова — исконно японские территории».
Между тем факт также и в том, что после войны образ мышления правительства Японии по поводу суверенитета на Южные Курилы и переговорного курса был беспорядочным.
19 октября 1951 года, сразу же после подписания Сан‑Францисского мирного договора, заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура (Kumao Nishimura) в ходе заседания чрезвычайного комитета палаты представителей заявил, исходя из того, что Итуруп и Кунашир относятся к «Южным Курилам»: «Что касается Курил, о которых идет речь в Сан‑Францисском мирном договоре, то они включают как Северные, так и Южные Курилы». Таким образом, он официально признал отказ по договору от Итурупа и Кунашира.
Затем на фоне обострения холодной войны Япония меняет свои заявления: «Четыре северных острова — исконно японские территории». Дело в том, что перед подписанием Советско-японской декларации 1956 года США требовали не соглашаться на возврат только двух островов.
Примерно в это время правительство Японии начинает употреблять словосочетание «северные территории». После подписания совместной декларации, в которой говорилось о передаче Хабомаи и Шикотана, СССР ужесточил свою позицию также и по причине конфронтации с США. Долгое время эта тема вообще не обсуждалась. В 50-х годах эпохи Сёва появился лозунг «возврат всех четырех островов сразу».
После крушения СССР юридическую позицию унаследовала Россия. Она поддерживает переговорный процесс, но обсуждение топчется на месте. По всей видимости, в слове «острова», возникшем в ходе тяжб с российской стороной, содержатся различные намерения японских властей.
В дополнении, опубликованном кабинетом 29 мая, подчеркивается, что «острова» в «Синей книге» — это Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи. Японцы подобные дополнения практически не читают. Япония может выразить свою позицию по четырем островам только в таком документе, и это отражает всю сложность текущего переговорного процесса.