Недавно российское правительство сообщило о разливе топлива, который, вероятно, является крупнейшим за всю историю в Арктике. Поэтому первое, что сделал президент России Владимир Путин, это провел видеоконференцию с лицами, ответственными за случившееся, и подверг их критике. Ответственная за аварию компания уведомила правительство о разливе топлива лишь два дня спустя, когда стало понятно, что ущерб слишком огромен, чтобы суметь с ним справиться. 29 мая 2020 года 20 тысяч тонн дизельного топлива попали в реку Амбарную в Сибири, и через пять дней после аварии (и через три дня после того, как Путин узнал о ней) в регионе была объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба.
Путин редко считает необходимым вводить режим чрезвычайной ситуации в стране, однако разрушение резервуара в Норильске, принадлежащего компании «Норильский никель», очень опасен. Нефть разлилась в радиусе 12 километров от места нахождения резервуара, загрязнив территорию площадью 530 квадратных километров, из-за чего река приобрела темно-красный цвет.
Разрушение резервуара было вызвано просадкой его опор, которые эксплуатируются в течение 30 лет и, согласно сведениям компании, проверяются каждые два года. По результатам проверок они не нуждались в каком-либо техническом обслуживании и могли прослужить еще два года.
Этот инцидент напоминает аварию при взрыве ядерного реактора в Чернобыле, когда бюрократические препоны и дезинформация привели к тому, что все необходимые меры не были приняты и ситуация вышла из-под контроля. Похоже, Россия не усвоила этот урок, но даже если в этот раз мы поверим информации компании и официальным сообщениям, крах резервуара преподаст этой стране еще один — изменение климата является реальностью.
В сообщениях говорится, что разлив топлива был вызван разрушением слоя вечной мерзлоты. Электростанция была полностью построена на слое вечной мерзлоте в Арктике. Этот регион постоянно меняется из-за изменения климата, включая постоянное повышение температуры, но Путин и его окружение не верят, что эти изменения реальны, и не хотели принимать меры предосторожности.
Это не первая авария и не последняя
Какой бы ни была причина, на этот раз, и независимо от того, признала ли компания свою ответственность так же, как и в 2016 году, когда заявила, что окрашивание реки Далдыкан в красный цвет произошло из-за попадания загрязненной воды, Россию ждет катастрофа. По мнению экспертов, из-за масштабов разлива топлива, попавшего в реку, очистка может занять в среднем 15 лет, а по самым оптимистичным оценкам, до 10 лет. Возможно, эта цифра увеличится, так как местные власти объявили, что очистительные работы начнутся лишь через несколько недель ввиду отсутствия в Сибири необходимых средств для борьбы с бедствием. Кроме того, река не пригодна для судоходства, и вокруг нее нет дорог.
Каждый день отсрочки очистительных работ значит, что дно реки все больше и больше поглощает вредные вещества. Уже сейчас в землю ушли 6 тысяч тонн нефти. Другими словами, если для очистки поверхности реки потребуется 10 лет, то для того, чтобы она стала пригодной для живых организмов, нужны десятилетия.
Это не первый подобный инцидент с разливом нефти, будь то в России или в мире в целом. Ситуация в Сибири лишь усилила призывы мирового сообщества, обращенные к хуситам с просьбой разрешить доступ делегации ООН к танкеру Safer. Этот танкер, принадлежащий правительству Йемена, представляет собой огромный топливный резервуар, предназначавшийся для сырой нефти с севера Саны, однако хуситский переворот помешал вывозу накопленного в нем топлива и сделал невозможными какие-либо меры в рамках технического обслуживания танкера.
Просочившиеся в сеть фотографии, сделанные йеменскими активистами, демонстрируют масштаб бедствия вокруг резервуара. Один миллион и 278 тысяч баррелей сырой нефти на судне — это бомба, готовая взорваться в любой момент. Трагедия заключается в том, что с последствиями столкнутся не только йеменцы, а все страны, выходящие в Красное море. 20 тысяч тонн нефти уничтожили побережье Сибири, что сделают с регионом 150 тысяч тонн на борту Safer?
Если корпус танкера, который не чинили в течение многих лет, подвергся эрозии, он потонет у побережья Красного моря. Когда похожая авария произошла в Бразилии в 2019 году, 130 местных пляжей были покрыты нефтью. Президента Бразилии Жаира Болсонару не заботили причины произошедшего, поэтому страна все еще страдает от последствий аварии.
Сценарий разлива нефти повторяется, а мир все еще удивлен
Эти аварии кажутся не такими серьезными на фоне по-настоящему катастрофических инцидентов, имевших место в морях и океанах мира за последние десятилетия. В 1983 году сильный шторм потопил танкер Amoco Cadiz недалеко от побережья Франции. Топливо полностью просочилось в Ла-Манш, включая ветку, которая ведет к 76 различным пляжам, и радиус разлива увеличился до 29 километров. В том же году загорелся испанский танкер Castillo de Bellver, который направлялся в Персидский залив. В результате пожара корабль разделился на две части: 110 тысяч тонн топлива затонули, а остальные 140 тысяч тонн нефти оказались на поверхности.
Пять лет спустя танкер «Одиссея» снова напомнил миру о разливах нефти. Либерийский танкер был нагружен 43 миллионами галлонов нефти, и одна искра превратила его в огромное пламя. Взрыв унес жизни 27 членов экипажа, а весь груз разлился в Атлантический океан. Эта авария произошла в 1988 году, а уже через три года случилась еще одна!
Массивный танкер MT Haven, перевозивший 45 миллионов галлонов нефти, взорвался недалеко от побережья Италии, после чего затонул, и его экипаж погиб. Нефть оказалась в Средиземном море, и еще 12 лет регион страдал от последствий этого разлива. 28 мая 1991 года нефтяной танкер ABT Summer взорвался у побережья Анголы. В результате 51 миллион галлонов нефти разлилось на площади в 207 квадратных километров, и танкер продолжал гореть три дня, пока, наконец, не затонул вместе с пятью членами экипажа.
Знатоки истории заметили, что 1991 год стал временем катастрофических разливов нефти: тогда произошел еще один подобный инцидент, но уже имевший преднамеренный характер. Когда иракские войска были выведены из Кувейта во время второй войны в Персидском заливе, они открыли нефтепроводы и клапаны нефтяных скважин, а затем подожгли нефть, чтобы предотвратить высадку американских войск в регионе. Первое воспламенение произошло в январе 1991 года, а последняя скважина была потушена в апреле того же года. Таким образом, нефтяные скважины горели 120 дней подряд, и это привело к утечке 240 миллионов галлонов нефти!
«Глубоководный горизонт»: больше, чем просто фильм
Несмотря на масштабы прошлых аварий, они не привлекли к себе большого внимания на глобальном уровне, в отличие от трагедии на «Глубоководном горизонте», так что даже Голливуд захотел снять об этом фильм. Инцидент произошел в 2010 году в результате утечки газа, которая привела к взрыву на платформе «Глубоководный горизонт», принадлежащей нефтяному гиганту British Petroleum. В результате взрыва мгновенно погибли 11 человек, и разлив нефти продолжался более трех месяцев без перерыва — в среднем каждый день разливалось 53 000 баррелей нефти. В результате аварии также погибли 82 тысячи птиц, 26 тысяч морских млекопитающих, 6 тысяч морских черепах и десятки тысяч рыб.
Десятилетиями непомерную цену за случившееся платят не люди, а другие обитатели нашей планеты, поэтому разлив нефти возглавляет список бедствий, угрожающих всей водной жизни. Если рыба не погибнет от отравления нефтью в момент разлива, она все равно погибнет в дальнейшем, так как питается коралловыми рифами, в которых откладываются вредные вещества. Если птицы не погибнут в результате пожара, они умрут от голода, поскольку нефть образует толстый барьер, который мешает им заметить свою морскую пищу, а когда птица рискует, подлетая к водной поверхности, нефть липнет к крыльям и не позволяет улететь обратно. Она просто погибает.
Воздух и растения также загрязняются в результате разливов нефти из-за пожаров. Помимо прямого ущерба есть и косвенный, например, ухудшение жизненных условий рыбаков после прекращения промысла на загрязненных территориях. Кроме того, на несколько лет останавливается морской и наземный туризм. Ущерб начинается с обычных работников и заканчивается сокращением национального дохода государства.
Почему страны просто не выкачивают нефть?
Поскольку ущерб, вызванный разливом нефти, настолько велик, страны постоянно работают над поиском новых способов ликвидации потенциальных разливов. Одним из первых способов устранения утечек является биоремедиация с использованием микроорганизмов, которые способны жить и питаться нефтью, тем самым разрушая крупные нефтяные пятна и превращая их в метан или диоксид углерода, которые затем выбрасываются в атмосферу.
Второй метод — это то, что приходит в голову каждый раз, когда мы слышим о разливах нефти, а именно выкачивание. Гигантские насосы-скиммеры, перевозимые огромными судами, вытягивают нефть и собирают ее в гигантские контейнеры, а затем транспортируют их на нефтеперерабатывающие заводы, чтобы ее снова можно было использовать. Хотя этот метод кажется очень простым, это также самый дорогостоящий метод борьбы с разливами. Кроме того, зачастую применить его просто невозможно, так как необходимо, чтобы нефть была сосредоточена в одном месте, что возможно при отсутствии ветра и водных течений. Поскольку ветер и течение есть всегда, страны редко прибегают к этому методу. Обычно это происходит, если разлив небольшой.
Другой метод, который используют страны, это применение химикатов, которые взаимодействуют с нефтью и превращают ее в твердый продукт, который опускается на дно. Этот способ позволяет разбить нефтяную пленку, позволяя солнцу и воздуху добраться до морских обитателей. В противном случае им грозит смерть.
Существуют также менее распространенные методы, например, использование шелухи семян риса, которая абсорбирует нефть, облегчая ее вытягивание и очистку воды. Еще одним инновационным методом, к которому прибегли некоторые американские компании, особенно в период кризиса вокруг платформы «Глубоководный горизонт», является использование волос. Компания договорилась с десятками тысяч салонов красоты на всей территории США собрать остриженные волосы клиентов вместо того, чтобы бросать их в мусор. Затем компания начала производить сети из человеческих волос, которые служат хорошим сорбентом для нефти.
Игнорирование проблемы: как некоторые страны справляются с разливами
Последний путь, к которому могут прибегнуть страны — это сжигание. Они поджигают нефтяное пятно, чтобы оно со временем исчезло, особенно если оно находится далеко от жилых районов и туристических пляжей. Некоторые страны решили установить барьеры, которые не позволяют нефти и загрязненной воде достигать определенных прибрежных районов, ничего не делая с загрязненной водой. Другие решают вообще отказаться от каких-либо мер, оставляя нефть в руках приливов и отливов, чтобы она ушла подальше от берега.
Удивительным является то, что независимо от степени жесткости и скорости очистительных мер, странам не удается восстановить то, что было. Разлив нефти, произошедший в 1989 году из-за американской компании Exxon Valdez, в результате которого погибли 250 тысяч морских птиц и 22 кита, казалось, был преодолен. Однако исследование, проведенное Национальным управлением океанических и атмосферных исследований в 2007 году, показало, что пляжи Аляски содержат приблизительно 26 000 галлонов нефти, и эта цифра сокращается лишь на 4% в год.
Таким образом разлив нефти — это настоящая катастрофа, когда недостаточно извиниться и пообещать наказать виновных. Ее последствия будут угрожать живым организмам ещё многие десятилетия и могут привести к исчезновению целых видов и систем.