Суд отправляет под домашний арест активиста Сергея Стерненко (бывший лидер одесской ячейки запрещенной в России организации «Правый сектор», которого обвиняют в умышленном убийстве, — прим. ред.) — и это вызывает закономерные протесты патриотических сил, которые усматривают в отношении к Стерненко продолжение ползучего реванша Антимайдана.
В тот же день российское внешнеполитическое ведомство выражает Украине протест по поводу действий СБУ — того самого СБУ, которое выдвинуло против Стерненко подозрение в убийстве. СБУ решило разместить рядом с российскими дипломатическими представительствами патриотические билборды. Поздравить, таким образом, россиян с главным протокольным праздником их страны — Днем России.
СБУ, как известно, возглавляет друг президента Владимира Зеленского Иван Баканов. Очевидно, что действия ведомства в принципиальных вопросах не могут не согласовываться с ним. А сам руководитель СБУ понимает, какой будет реакция главы государства по чувствительным поводам.
Но дело, конечно же, не в СБУ. Не в Баканова. Проблема — в Зеленском. Я понимал бы, если бы украинский президент старался понравиться проукраинской части своего электората и «троллил» бы Россию прямо у ее дипломатических ведомств, вызывая бешенство у Путина и Лаврова. Я понимал бы, если бы президент хотел бы понравиться пророссийской части своего электората — а заодно и Кремлю — и демонстрировал бы преследования проукраинских активистов и политиков. Но делать то и другое одновременно? Зачем?
Во времена Леонида Кучмы это сумасшествие на государственном уровне называлось «многовекторностью». Кучма, впрочем, считал, что знает, что делает, и тщательно рассчитывал каждый свой шаг в ту или другую сторону. И все равно вся эта продуманная «многовекторность» завершилась «кольчугами», Тузлой, Единым экономическим пространством с Россией, полной дестабилизацией страны и первым Майданом.
А сейчас это уже даже не «многовекторность». Это — хаос. Зеленский напоминает мне мальчика, который пытается щекотать подожженной палкой то одного, то другого тигра — и всякий раз заливисто хохочет, когда тигр начинает угрожающе рычать и бить лапой.
Но если ты решил, что ты теперь великий укротитель — то укроти вначале одного! Договорись хоть с кем-то! Не превращай себя в объект всеобщего раздражения! Не провоцируй одновременно конфликт общества и власти и внешнюю агрессию! Ты чего?
А ничего. По приколу.