Недавно президент Трамп объявил о своем желании пригласить на саммит «Группы семи», который состоится в 2020 году, Австралию, Южную Корею, Индию и Россию. Если позволит ситуация с пандемией коронавируса COVID-19, встреча может состояться в Вашингтоне или в Кэмп-Дэвиде. Это — долгожданное и крайне необходимое расширение «Большой семерки». Но этого недостаточно.
На саммит следует пригласить «Арктическую пятерку», состоящую из действующих членов «Большой семерки» Канады и США, а также Норвегии, Дании и России. В данном случае «Арктическую пятерку» следует пригласить вместо Арктического совета, поскольку последний является международным органом, представляющим арктические страны, который занимается развитием сотрудничества в экономической, экологической и региональной политике, что не обязательно означает геополитику НАТО или оборону заполярной Арктики. Поскольку Арктика является быстро развивающейся ареной международного сотрудничества и международных споров, в отношении которой могут возникнуть важные экономические и экологические вопросы, «Большой семерке» следует активнее обсуждать этот регион. Именно для осуществления контроля в подобных ситуациях и была создана «Большая семерка».
Идея расширения «Большой семерки» не нова. С момента своего основания в 1973 году в виде «Большой пятерки» эта неформальная группа постоянно расширялась. Ее членами-основателями были США, Великобритания, Франция, Япония и Западная Германия. В 1975 году к ним присоединилась Италия, в 1976 году в состав группы вошла Канада, а в 1997 году — Россия.
Одной из главных причин создания группы было объединение крупнейших экономик мира для коллективного решения вопросов международного импорта. Включение в ее состав Австралии, Южной Кореи и Индии подтвердило бы приверженность «Большой семерки» общим демократическим и экономическим нормам. Эти страны входят в число 15 крупнейших экономик мира, измеряемых в условных долларах, так что их присоединение было бы естественным.
Россию исключили из тогдашней «Большой восьмерки» в 2014 году за аннексию Крыма и ведение опосредованной войны на Донбассе, в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины. Пока Российская Федерация не восстановит свой дипломатический статус, члены «Большой семерки» вряд ли поддержат возвращение Москвы в состав группы. Но существуют важные, решающие проблемы, для решения которых Россия должна иметь определенный временный доступ к клубу — и самым главным является все, что касается Арктики.
Необходимости приглашать «Арктическую пятерку» на постоянной основе нет. В «Большой семерке» обсуждается целый ряд вопросов, выходящих за рамки ограниченного круга задач «Арктической пятерки». Однако для создания и утверждения международных правовых норм в заполярной Арктике необходимы регулярные официальные переговоры с ключевыми заинтересованными странами региона. Без международной правовой инфраструктуры управление ценными ресурсами Арктики превратится в клановые захваты власти и хаос. Регулярно (возможно, раз в два года) приглашая «Арктическую пятерку» к обсуждению и переговорам, «Группа семи» сможет контролировать регион при поддержке ключевых игроков из числа стран Арктики.
Для некоторых членов «Большой семерки» Норвегия и Дания являются ключевыми союзниками по НАТО, и они привнесут важные идеи и подходы к решению проблем Арктики. Несмотря на то, что Норвегия и Дания являются небольшими странами с небольшой экономикой, уровень жизни и доля ВВП на душу населения в этих странах очень высоки. Предоставление России регулярного, но непостоянного доступа к работе в формате «Большой семерки» могло бы послужить стимулом для дипломатической нормализации и демократизации, и при этом сохранить санкции, введенные за действия Путина на Украине.
Самое главное, что предлагаемое расширение «Большой семерки» расширит круг ключевых демократических заинтересованных сторон в решении международных вопросов. Привлечение «Арктической пятерки» к работе в формате «Большой семерки» имеет решающее значение для регулярного и надлежащего урегулирования споров и управления ресурсами в заполярной Арктике. Если не будет создана международная инфраструктура такого рода, арктические страны будут брошены на произвол судьбы, и им ничего не останется, кроме как заботиться о себе самостоятельно.
Глен Дюрр — доктор философии, научный сотрудник Института безопасности в Арктике (Wallace Institute for Arctic Security) и адъюнкт-профессор международных исследований в Университете Сидарвилла (Cedarville University).