Согласно нынешней Конституции президент может занимать этот пост только в течение двух сроков подряд. Новая версия обнулит «счетчик» сроков действующего главы государства. А с 2000 года главой России является сам Путин.
С 25 июня до 1 июля в России будет проходить голосование по поправкам в Конституцию. Ответа всего два: за или против. Однако сложно понять, в каком случае что-то изменится, а в каком все останется как есть. Помимо того, что россияне будут голосовать за упоминание Бога в основном законе, за запрет однополых браков и за четко установленный минимальный размер оплаты труда, прежде всего референдум покажет, хотят россияне, чтобы Путин мог представить свою кандидатуру на выборах 2024 и 2030 годах или нет. Согласно нынешней Конституции президент может занимать этот пост только в течение двух сроков подряд. Новая версия обнулит «счетчик» сроков действующего главы государства. А с 2000 года главой России является сам Путин.
Если россияне проголосуют за внесение поправок, Путин сможет стать «вечным». Шесть месяцев назад было ровно 20 лет, как он находится у власти. Сейчас он даже готов изменить законы, чтобы при желании возглавлять государство до 2036 года. Или хотя бы спрятать этот туз в рукаве и поддерживать спокойствие в «скотном дворе», который достанется ему по наследству.
Путинизм уже давно обосновался в российской системе. Ничего лучше пока никто предложить не может: свобода личности взамен на то, что в политике ничего не меняется; стабильность и субсидирование в экономической системе, в которой сохраняется неравенство; сильная позиция России в мире ценой санкций, войн и изоляции.
«Проблема в том, что борьба против заграничных врагов стала единственным, что объединяет различные ветви власти государства», — критикует такое положение дел Татьяна Становая.
По словам эксперта Московского центра Карнеги Татьяны Становой, несогласованность действий при борьбе с коронавирусом доказывает, что президент, правительство и губернаторы регионов уже не могут работать в одной команде. Во время пандемии Владимир Путин не радовал россиян регулярным присутствием, в то время как мэр Москвы Сергей Собянин взял инициативу в свои руки и принял жесткие меры, которые потом скопировали регионы. Президент столкнулся с мэром по вопросу скорейшего возвращения Москвы к нормальной жизни, чего очень хотелось Путину. А губернаторы не хотели, чтобы премьер-министр, смурной Михаил Мишустин, координировал их деятельность. Каждый регион пытался действовать самостоятельно, угрожая отгородиться от остальных.
Эта отстраненность стала заметна еще на местных выборах прошлого года, когда многие официальные кандидаты решили не представлять правящую партию «Единую Россию» из-за того, что этот политических бренд уже поизносился и не так популярен среди россиян. Поэтому Становой «сложно назвать новую появляющуюся модель „режимом Путина'‟».
Несмотря на все неурядицы, согласно опросам, победа на этом референдуме у Кремля в кармане, хотя низкая явка во многих регионах может омрачить результаты. У оппозиции два варианта: выступать против или объявить бойкот. КПРФ, занимающая второе место по количеству мест в Государственной думе, — это единственная партия, которая отвергает поправки. Оппозиция, не представленная в российском парламенте, во главе с Алексеем Навальным, выступает за объявление бойкота, несмотря на то, что, согласно некоторым опросам, в Москве уже можно фиксировать техническую ничью.
Фальсификация
Правительство предложило выдавать купоны и подарки, а также проводить лотереи, чтобы привлечь граждан к участию в референдуме. Большие корпорации и даже больницы заставляют сотрудников идти голосовать. Движение «Голос», которое следит за тем, чтобы процесс выборов был справедливым, уже заявило, что это голосование будет одним из «самых сфальсифицированных и наименее транспарентных» в истории страны.
Но вопрос в том, какой у Путина план на будущее. Что касается переизбрания в 2024 году, он подтвердил, что обдумывает такую мысль: «Я не исключаю возможности этого». В среду, 24 июня, автор книги «Тайна Путина» (The Putin Mystique) Анна Арутюнян писала в газете The Moscow Times, что президент России просто «оставляет себе пространство для маневра», чтобы иметь возможность принять решение в последний момент. Именно это произошло в 2008 году, когда он формально уступил власть Дмитрию Медведеву. Но продление срока службы российского лидера ведет к противоречию. «Если бы я считал, что нам лучше всего подойдет тоталитарная или авторитарная система, я бы просто изменил Конституцию». Вот что сказал Путин, вернувшись в Кремль в 2012 году. Невольно прошлый Путин описал нынешнего, назвав его диктатором.
Перед лицом будущего ему остается только придумать новую версию Путина, но орудия Путина III нам пока по большей части неизвестны. Путин I уселся верхом на экономический рост благодаря дорогой нефти начала 2000-х, но теперь на нефть он надеяться не может.
В 2012 году протесты по поводу его возвращения в Кремль привели к снижению его рейтинга практически до нынешнего уровня в 59%. Но Путину II удалось повысить свою популярность, когда Россия решила бросить вызов международным нормам: она присоединила Крым и вмешалась во внутренние дела Украины. Тогда, несмотря на первые экономические потрясения, его рейтинг взлетел до небес, и он стал «постмодернистским царем».
Сирия была второй частью этого триумфального сражения, но не имела такого эффекта. «Понемногу люди перестали чувствовать себя в безопасности. Многие уже не воспринимают Путина как того, кто вернул Крым», — объясняет автор книги «Возвращение русского Левиафана» Сергей Медведев. Этот патриотический маневр уже перестал приносить дивиденды. Их поглотил кризис, пенсионная реформа и усталость от существующей системы.
Пандемия отступает, а Путин III следит за своими орудиями, стремясь получить на референдуме былое большинство.
Постсоветский мир
Возможно, самое пугающее в новом Путине то, что это все тот же Путин. Агент КГБ, закалявшийся в 80-е годы в стране-спутнике, социалистической Германии. Несколько дней назад он вновь показал, какие цели преследует, когда в интервью раскритиковал некоторые бывшие советские республики, которые, воспользовавшись распадом СССР, отсоединились и забрали с собой территории и активы, по сути, являющиеся «подарками от русского народа». У Белоруссии и Казахстана зазвенело в ушах, ведь никто не забыл горький опыт украинцев в 2014 году.