Александр Лукашенко является президентом Белоруссии последние 26 лет, и сейчас он претендует на шестой президентский срок. Это очень неприятный и недемократический руководитель, которого часто называют последним диктатором Европы. Он не только прибегает к пыткам и репрессиям, из-за чего эта бывшая советская республика оказалась на обочине международных дел, но и периодически делает из своей страны посмешище, вызывая смущение у собственного народа. Он назвал психозом пандемию covid-19 и заявил, что лучший способ победить эту болезнь — пить побольше водки и упорно работать на тракторе. Он наглядно демонстрирует свое происхождение (в прошлом Лукашенко был председателем колхоза) и по-мужски верит в то, что хорошая пьянка — это лучший способ решения любых проблем. Но рецепт от Лукашенко не помог. Считается, что смертность от коронавируса в Белоруссии гораздо выше официальных цифр.
У Белоруссии издавна существует проблема с самоидентификацией. Она пытается утвердить свою независимость от Москвы, и в то же время хочет пользоваться всеми благами политического и экономического сотрудничества с Россией, будучи для нее самой близкой бывшей советской республикой, как в этническом, так и в политическом плане. Белоруссия страшно пострадала в годы Второй мировой войны, но большая часть ее культуры и истории оказалась стертой в народной памяти, либо включенной в культуру и историю России. Лукашенко пришел к власти, сменив на посту нескольких слабых и неэффективных лидеров. Он долгое время сохранял популярность, избегая реформ и демонтажа советской системы, в отличие от других стран на постсоветском пространстве. В долгосрочной перспективе это может стать катастрофой для Белоруссии, однако какое-то время такой курс обеспечивал стабильность цен и сохранение пусть неэффективной, но повсеместно действующей системы социального обеспечения и старых привычек. Лукашенко даже сохранил старое название и обязанности советского КГБ.
Он оказался довольно хитрым политиком. Лукашенко понял, что Москва нуждается в его стране как в центре притяжения неэффективного Содружества независимых государств (СНГ) и как в буфере между Россией и Польшей. Он знал, что будущее его страны — не на Западе, и вряд ли особо удивился, когда после его репрессивных действий против оппонентов отношения между Белоруссией и Евросоюзом быстро ухудшились. Он оказался в выгодном положении, так как мог требовать «особых отношений» с Россией. Прежде всего, такие особые отношения включали закупки нефти по ценам ниже рыночных и легкий доступ белорусских товаров на российский рынок. Россия с радостью потакала Лукашенко. Минск стал штаб-квартирой СНГ. В этом городе также проходили переговоры по урегулированию конфликта на Украине.
Но в последнее время Лукашенко очень сильно раздражает президента Путина. Российский руководитель надеялся продлить свое правление за счет создания формального союза между Россией и Белоруссией, встав во главе этого объединения в качестве президента, находящегося выше президентов двух стран. Лукашенко такая идея не понравилась, и поэтому Путину пришлось устраивать вопиющий фарс с референдумом, чтобы продлить свое правление. Он резко охладел к Белоруссии, сделав это в момент острых экономических неурядиц. А Минск начал улучшать отношения с Западом. При этом европейцы хранят молчание по поводу репрессий Лукашенко внутри Белоруссии.
Но дальше так продолжаться не может. Арест всех потенциальных оппонентов Лукашенко на выборах, массовое лишение свободы блогеров и протестующих, а также различные уловки и ухищрения с целью продления правления президента наглядно показывают, что белорусам все надоело, и они готовы массово выступить против него. Поддержание хороших отношений ради того, чтобы Минск не вернулся в российский лагерь, это глупость. Этот диктатор должен покинуть свой пост как можно скорее, и Запад обязан безбоязненно говорить об этом.