Автомобили Lada Samara стали экспортной линейкой российской марки и имели большой успех на международном рынке. Правда, среди них не было кабриолетов, но это исправила бельгийская компания EBS.
Компания EBS (Ernst Berg Systems), базирующаяся в бельгийском Завентеме, вообще любила превращать разные автомобили в кабриолеты. Она выпустила Renault 5, Citroën AX и Mercedes 560, сконструировала особый корпус типа «тарга» (со съемной крышей — прим. перев.) для Ferrari Testarossa, а также создала Renault 25 как в виде универсала, так и в виде кабриолета. Ей же принадлежит прототип модели Volvo 480ES.
Volga-Scaldia S.A раньше занималась «Москвичами» и «Волгами», а в 1990 стала главным дистрибьютором автомобилей марки «Лада», выпускаемых компанией АвтоВАЗ. «Самара» довольно хорошо продавалась в Бельгии и соседних странах — это был дешевый, практичный, крепкий и максимально современный для тогдашней России автомобиль.
Но имиджевым и престижным он не был. А Volga-Scaldia хотела, чтобы в линейке появился яркий «гвоздь программы», привлекающий покупателей. Само собой, им должен был стать кабриолет.
И вот компания EBS получила задание превратить «Самару» в автомобиль, по стилю напоминающий маленькие, открытые и очень популярные Volkswagen Golf, Talbot Samba, Fiat Ritmo и им подобные.
Осенью 1990 года EBS продемонстрировала новую открытую «Самару», которую окрестили Natascha.
«Наташа» оказалась весьма привлекательным маленьким и, главное, дешевым кабриолетом. Кабриолет Renault 19, появившийся в 1991 году, продавался во Франции за 149 500 франков. «Наташа» же стоила 89 400.
Немецкий импортер Deutches Lada выпустил несколько собственных версий кабриолета этой линейки.
Главный финский дистрибьютор марки Konely OY сильно вложился во внешний вид «Самары» и создал для линейки как минимум один прототип кабриолета.
«Наташа Самара» продавалась вплоть до декабря 1995 года. В том же году компания «Лада» и сама спроектировала кабриолет под названием Bohemia, поняв, что на рынке есть спрос на такие модели.
Уже потом многие сошлись во мнении, что «Наташа» потерпела фиаско. Если смотреть лишь на цифры — за пять лет было выпущено всего 456 штук — то действительно кажется, что это слишком мало. 164 автомобиля продали во Франции, а 104 отправились в Германию. Но учитывая, что «Самара» во всех отношениях была аутсайдером в Западной Европе, у нее в общем-то и не было никаких шансов выдержать конкуренцию на этом рынке. К тому же эти автомобили EBS делала вручную, так что на самом деле цифра впечатляющая.
Но EBS это не спасло: годом позже компания перестала существовать. Через некоторое время начались проблемы и у российской «Лады». Ее собственный проект кабриолета «Богемия» так и не был воплощен в жизнь, а после 1997 года Россия практически полностью перестала экспортировать автомобили «Лада». У АвтоВАЗ не было средств на пересмотр конструкции своих автомобилей в соответствии с новыми правилами и требованиями, которые стали предъявлять к современным машинам.