Греция, которая оспаривает границы турецкого континентального шельфа, подписав с Египтом соглашение о разграничении морских юрисдикций в Восточном Средиземноморье, ведет опасную игру. Однако Афины не обладают силой, способной защитить морские зоны, на которые они претендуют по данному соглашению.
Соглашение, подписанное с Египтом, заставляет Грецию защищать морские зоны, которые находятся очень далеко от ее материковой части и, судя по многочисленным решениям международных судебных инстанций, вне всяких сомнений, относятся к турецкому континентальному шельфу.
Теперь Греции, претендующей на этот регион, куда Турция направила свое судно «Оруч Реис» (Oruç Reis) для сейсмических исследований, сделав новое оповещение «Навтекс» (Navtex), нужно вмешаться в действия этого судна, сопровождаемого турецкими военными кораблями. Иными словами, Афины, подписав неправомерное соглашение с Египтом, сами загнали себя в угол.
Любой, кто посмотрит на карту морских юрисдикций, отстаиваемую Грецией в Восточном Средиземноморье, увидит серьезную проблему. Турция обладает самой протяженной береговой линией в регионе, и ее зажимание в маленькой морской зоне из-за желания добиться признания за греческими островами таких же прав, как и за материковой частью страны, абсолютно неприемлемо.
Поэтому Турция, действуя в соответствии с общепринятыми принципами международного морского права, объявила границы своего континентального шельфа, исходя из того, что греческие острова не могут его ограничивать, и проводит разведку нефти и газа на морском дне в этом регионе. При этом Турция призывает все прибрежные государства договориться о справедливом разделении морских юрисдикций в Восточном Средиземноморье. Кроме того, Анкара говорит, что странам региона необходимо действовать сообща, чтобы добываемые в регионе газ и нефть поступали на европейские рынки, и Турция готова к сотрудничеству в этом вопросе.
Почему Греция, несмотря на эти призывы Турции, идет по пути напряженности и конфликта? Может ли афинская администрация позволить себе военный конфликт с Турцией?
На последний вопрос дать утвердительный ответ невозможно. Греции такой конфликт нанесет гораздо больше ущерба, чем Турции.
Что же касается вопроса о том, кто подбадривает Грецию на этом пути, некоторые страны ЕС, обеспокоенные внешней политикой Турции, прежде всего Франция, выдвигают Грецию вперед и желают поднять новую волну давления и санкций в отношении Анкары. Игнорируя тезисы Турции относительно проблемы Восточного Средиземноморья, они утверждают, что Анкара притесняет двух членов ЕС (Грецию и греческую администрацию Южного Кипра) и Брюссель должен помочь своим «союзникам».
Эти антитурецки настроенные ястребы в ЕС объединяют все круги, которые по тем или иным причинам выступают против Партии справедливости и развития Турции и правительства Эрдогана, и, как аналогичные ястребы в американском конгрессе, пытаются добиться принятия крайне жестких решений в отношении Анкары. Они считают, что, когда дело дойдет до Греции, европейцы будут действовать эмоционально, прибегнут к нерациональной политике по отношению к Турции и усилят давление на нее.
Судя по всему, лица, принимающие решения в Афинах, тоже так думают и, искушаемые этими кругами, усиливают свои максималистские требования.
Враждебность Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии и Израиля к Турции также могла придать грекам смелости в этом вопросе. Они, должно быть, думают, что при участии этих стран, а также США, которые идут по пути создания новых баз на территории Греции, смогут создать широкий фронт против Турции.
Но есть две вещи, о которых им не стоит забывать: союзы интересов могут распадаться так же быстро, как и создаваться, и в конечном счете греки могут остаться один на один с Турцией. Кроме того, Турция не та страна, которая сделает шаг назад, когда она права.