В прошлом веке советский лидер Иосиф Сталин решил воскресить исторический проект, долгое время вдохновлявший многих русских царей.
По мнению ряда историков, целая плеяда лидеров российского государства, включая Петра I желала создать морской канал, соединяющий Белое и Балтийское моря. В XIX веке власти неоднократно разрабатывали проект этого канала через Онежское озеро, но он так и не был реализован. В 1909 году Русское техническое общество повторно представило идею проекта морского канала, а после начала Первой мировой войны желание начать строительство выразил российский флот, указывая на его стратегическое значение для регионе.
Сталин и канал
В начале 30-х годов прошлого века власти снова заговорили о строительстве канала, соединяющего Белое море с Балтийским. Члены Коммунистической партии считали возможным превратить его в важную экономическую артерию для государства, где были бы сосредоточены электростанции и железные дороги для перевозки грузов, особенно древесины, сырья и промышленных товаров.
По мнению советских специалистов, глубина этого морского канала должна была составлять около 5,5 метров, чтобы облегчить движение крупных торговых судов и военных кораблей. Некоторые оценивали потенциальную стоимость гигантского проекта в 350 миллионов рублей.
Кроме того, данный проект понравился Сталину. Он планировал построить канал в пропагандистских целях в попытке подчеркнуть статус Советского Союза в мире и продемонстрировать всем способность государства реализовывать проекты большого масштаба перед лицом таких великих держав, как Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
С другой стороны, в начале 1930-х годов Советский Союз действовал в рамках пятилетнего плана, запущенного Сталиным с 1928 года для увеличения производства и преобразования страны в индустриальную державу. Надеясь завершить пятилетний план успешной реализацией большого объекта, который мог бы повысить статус советского государства в мире, Сталин призвал к ускоренному строительству морского канала.
125 тысяч заключенных
Для реализации этого проекта Советский Союз привлек более 125 тысяч заключенных из исправительно-трудовых лагерей, известных как ГУЛАГ. Большинство заключенных были инженерами, профессорами, врачами, священнослужителями и крестьянами, которые отказались интегрироваться в советское общество.
Из-за витавших вокруг них сомнений относительно их идеологических предпочтений и взглядов, все эти люди были арестованы сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел и переведены в исправительно-трудовые лагеря в отдаленных регионах страны, где были вынуждены работать в тяжелых условиях в течение многих лет.
40 градусов ниже нуля
Работы по строительству морского канала начались в 1931 году. Заключенные работали в невыносимых условиях без специальной техники, имея в своем распоряжении лишь самые простые инструменты и приспособления — кирки и небольшие тачки.
Работники страдали от холода и голода. Порой в зимний период им приходилось работать, когда температура опускалась до 40 градусов ниже нуля. Они скудно питались, и потому весной многие заключенные заболевали болезнью бери-бери (болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина — прим. ред.). Также в ходе работ имело место множество несчастных случаев в результате обрушений и падений, так что большое число строителей было погребено под обломками.
Пропаганда и неудачный проект
Канал, соединяющий Белое море с Балтийским, был открыт 2 августа 1933 года. Сталин присутствовал на церемонии открытия объекта, получившего название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина».
Однако на самом деле результаты были неутешительными. Надеясь, что канал будет построен со скоростью и в сроки, установленные Сталиным, объект протяженностью более 200 километров, оказался недостаточно глубоким — его глубина составляла всего 3,5 метра.
По этой причине он был удобным лишь для малых и средних судов и непроходимым для большинства более крупных кораблей. К тому же из-за замерзания воды канал был закрыт в течение нескольких месяцев каждый год.
Все это привело к снижению экономической значимости Беломорканала, строительство которого было обеспечено в основном благодаря труду заключенных. Всего в течение 20 месяцев работ от холода, голода и болезней умерли не менее 30 тысяч заключенных.