Жэньминь жибао (Китай): великая музыка всегда идет от сердца (добрая слава классики)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Музыка – величайший подарок Бога человечеству, говорил Чайковский. Его редкий музыкальный талант нашел отражение в произведениях, ставших драгоценным подарком для всего мира. «Жэньминь жибао» рассказала о творческом пути великого композитора.

Примерно в 90 километрах к северо-западу от Москвы находится небольшой город под названием Клин. В густом лесу в предместье города стоит неприметное двухэтажное здание — дом-музей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который за последние сто лет привлек немало посетителей-любителей музыки. Каждый год в день рождения Чайковского там проходит фортепианный концерт какого-нибудь выдающегося современного музыканта, который исполняет его произведения в дань уважения композитору.

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…»

Чайковский родился в 1840 году в русском промышленном поселке Воткинск вдали от шума и суеты, где местные пейзажи завораживают людей. Братьев и сестру Чайковского с детства учили родители, жизнь их семьи была спокойной и уютной. Чайковский часто слушал, как его мать играет на пианино, и восхищался народными песнями, которые передавали из уст в уста русские крестьяне. Когда ему было 5 лет, его родители пригласили профессионального учителя фортепиано.

Чайковский от природы был чувствителен и восприимчив и обладал особым пониманием музыки. В письме другу он однажды сказал: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…» Семья окружала его самоотверженной любовью и заботой, природа пробуждала его чуткое восприятие, а занятия на фортепиано и звуки радостной народной музыки стали благодатной почвой для его музыкального воспитания.

Однажды в доме был организован семейный вечер, где вся семья вместе играла на пианино и слушала музыку. Сначала маленький Чайковский прекрасно проводил время, но ближе к концу вечера он неожиданно исчез. Когда гувернантка нашла его, он прятался один под одеялом на кровати, плакал от волнения и возбужденно говорил самому себе: «О, эта музыка! Эта музыка! Она не дает мне покоя! Она у меня здесь в голове». Но на самом деле к тому времени музыка уже затихла.

Возможно, с самого детства Чайковского преследовало вдохновение гения, и он на протяжении всей жизни пытался ухватить и запечатлеть эти мимолетные мгновения.

В 10 лет Чайковский, последовав совету домочадцев, переехал в Санкт-Петербург, чтобы изучать право. Однако юриспруденция его мало интересовала, и все свое свободное время он проводил за чтением книг о музыке и посещениями театра, где наслаждался оперой и балетом. Все, что занимало сознание Чайковского, — были ноты. 

Однажды после прослушивания оперы Моцарта «Дон Жуан» он написал в письме своему отцу: «Я преклоняюсь перед Моцартом, я хочу посвятить всю свою жизнь музыке».

После окончания правового училища Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции, но чуть более года спустя он ушел в отставку, чтобы стать студентом Санкт-Петербургской музыкальной консерватории. Будучи прилежным учеником, Чайковский вовсю развивал свои таланты. Его врожденное чувство мелодии было высоко оценено преподавателями. Поэтому он предпринял попытки творить. В тот период были созданы такие работы, как «Римляне в Колизее» и увертюра «Гроза». Он также написал музыку на стихи немецкого поэта Шиллера «К радости» в качестве своей дипломной работы.

«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»

После окончания Санкт-Петербургской музыкальной консерватории Чайковский был рекомендован преподавателем в Московскую музыкальную консерваторию. В то же время он переводил музыкальные произведения, писал учебники по вокалу и финансировал талантливых бедных студентов. Чайковский был не только композитором, но и музыкальным педагогом.

В свободное время от тяжелой педагогической работы он усердно творил и экспериментировал с различными музыкальными жанрами. В доме-музее композитора хранятся рукописи того периода. «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» — Чайковский всегда придерживался этой концепции. Из-за неаккуратного почерка и следов постоянных правок в рукописях создается впечатление, что композитор был очень предан творческому процессу. В консерватории Чайковский любил сидеть в своей маленькой комнатке, где была только одна кровать и стол, одна ручка и несколько листов бумаги, и спокойно записывать моменты, когда к нему приходило вдохновение. Он говорил, что творчеству требуется чувство и воодушевленное сердце для создания произведений. Великая музыка всегда идет от сердца.

В 1871 году Чайковский закончил «Струнный квартет № 1», в котором вторая часть Andante cantabile особенно полюбилась слушателям, и русский писатель Лев Толстой высоко оценил произведение. Однажды, когда Чайковский гостил в доме младшей сестры на Украине, он случайно услышал пение рабочих каменщиков. Эта необыкновенно прекрасная мелодия глубоко тронула его, после чего он сочинил музыкальную пьесу.

Чайковский умело включал элементы народной музыки в свое творчество. Пение уличных музыкантов или народные песенки, которые крестьяне напевали себе под нос, — все это он записывал и включал в свои произведения. По его мнению, эти звуки шли из самой жизни, их содержание было простым, мелодия естественной, но при этом эти песни были полны очарования и притягательности. В то же время Чайковскому также приходили новаторские идеи, и он не боялся их применять как с точки зрения творчества, так и в оркестровке.

В 1875 году Чайковский начал создавать классический балет «Лебединое озеро», сосредоточив внимание на совершенно новой творческой концепции, которая выделяла самостоятельную ценность музыки в балете. Опера «Евгений Онегин» — это еще одна новаторская работа Чайковского в создании оперы. Поэтическая история, вышедшая из-под пера Пушкина, глубоко трогала его, что заставило его решиться на создание произведения, отличного от типичной итальянской оперы, и отобразить жизненное восприятие простых людей.

«Я думаю не только о том, как правильно расставить ноты в своей партитуре, но и о всей русской музыке в моем сердце»

В 1877 году 37-летний Чайковский вступил в брак. После свадьбы его жена совершенно не воспринимала его музыкальный мир, и он не мог полностью сосредоточиться на сочинительстве. Он был так несчастен, что принял решение уехать и поселиться в маленьком городке на берегу Женевского озера.

В доме-музее хранится чемодан Чайковского. В 1878 году Чайковский покинул Москву и провел много дней, путешествуя вместе с этим чемоданом. Одиночество, усталость, бесцельное блуждание и борьба из последних сил во время путешествия подняли творчество Чайковского к наивысшей точке. «Я не закончил и одной десятой из того, на что я способен, я надеюсь полностью выложиться». Чайковский последовательно создал такие классические произведения, как симфония «Манфред», Симфония №5 и балет «Спящая красавица», постепенно получив известность во всем мире.

Ради развития русской музыки почти пятидесятилетний Чайковский снова взялся за дирижерскую палочку и отправился в Европу и Северную Америку, чтобы познакомить мир с русской музыкой. Также он приглашал известных музыкантов для выступления в России. «Я думаю не только о том, как правильно расставить ноты в своей партитуре, но и переживаю о всей русской музыке в своем сердце», — говорил он.

В 1893 году Чайковский написал Симфонию № 6 («Патетическая»). Композитор вложил всю свою душу в эту работу. Прекрасная мелодия, насыщенная аранжировка, изысканно тонкая оркестровка и глубокое чувство скорби выражают его серьезное понимание жизни. К сожалению, через несколько дней после ее премьеры Чайковский скончался.

Он говорил, что музыка — это величайший подарок Бога человечеству. Редкий музыкальный талант и неустанные усилия Чайковского нашли отражение в многочисленных классических произведениях, которые стали драгоценным подарком для всего мира.

Обсудить
Рекомендуем