В условиях нарастающей эпидемии коронавируса «безвиз» для граждан Украины на неопределенное время отменен. Когда границы с Евросоюзом откроются — неясно, но очевидно, что новые, более жесткие правила въезда, вводимые Брюсселем с 2021 года, не позволят миллионам украинских гастарбайтеров работать в Европе «по-черному» как прежде. Это создает на Украине ситуацию, чреватую социальным взрывом, ведь именно «безвиз» и ассоциация с Евросоюзом были той мечтой, которая вывела в период Майдана тысячи людей на улицы и разрушила устоявшийся государственный строй.
Заробитчане — не только главная статья украинского экспорта, это самая мобильная, социально активно и профессионально подготовленная часть украинского общества. В случае политической мобилизации этой группы под угрозу может быть поставлено будущее коррумпированной и бездарной украинской элиты.
Ввиду эпидемии covid-19 и введенного в Европе карантина украинцы не могут въехать в Шенгенскую зону с весны этого года, «безвиз» заморожен. Те из них, кто вернулись весной на Пасху домой, остались в ловушке, их сотни тысяч, всего же не могут выехать миллионы. Те, кто задержался в ЕС, получили временную пролонгацию ввиду форс-мажора. Граница с ЕС будет закрыта для украинцев как минимум до следующего года.
По мнению европейских экспертов, «запертые» на Украине заробитчане могут восстать против нынешних киевских элит. А ведь до начала эпидемии covid-19 экспорт рабочей силы был главным источником поступлений для украинского бюджета. По данным Нацбанка Украины, переводы заробитчан в 2019 году составили 12,8 миллиардов долларов. По оценкам Всемирного банка, этот показатель составлял 15,8 миллиардов долларов, что эквивалентно 9,5% ВВП страны. Эта сумма компенсировала отток капитала из Украины, который в 2019 году оценивался в 8 миллиардов долларов. В нынешнем году из-за пандемии коронавируса и перекрытия границ эти поступления резко сократятся.
Covid-19 стал «киллером» украинской экономики и лишил источника заработка миллионы простых украинцев. Сколько всего заробитчан работало в Европе до эпидемии covid-19? По официальным украинским данным, в странах ЕС к началу этого года постоянно работали 4 миллиона украинских гастарбайтеров, еще 7 миллионов выезжали на сезонные работы. Фактическая отмена «безвиза» может обрушить экономику Украины, которая работает не на бюджетные средства, а за счет переводов заробитчан.
Рынок труда в республике практически разрушен, а вернувшиеся заробитчане не готовы работать за «украинскую» зарплату. Плюс к этому в условиях эпидемии закрылись многие предприятия, и миллионы людей вынуждены искать работу. Получить более-менее приличную зарплату на Украине, отмечают обозреватели, стало невозможно. Согласно украинским источникам, даже на заводах «Интерпайп», принадлежащих миллиардеру Виктору Пинчуку, зарплата брутто не превышает 300 евро в месяц. В то же время пожилая украинская сиделка, ухаживающая за стариками в Италии, получает тысячу евро и приносит в семью столько же, сколько трое здоровых молодых рабочих на Украине.
Кроме того, переводы заробитчан пока не облагаются налогом. Это связано с тем, что введение такого налога фактически узаконит нелегальную работу за рубежом, а украинские власти не хотят слишком грубо нарушать законы ЕС. Таким образом, нелегальная работа в Евросоюзе породила теневую экономику гигантских размеров, которая в условиях нынешнего карантина вот-вот готова обрушиться.
C 2021 года в странах, имеющих «безвиз» с Евросоюзом, начнет действовать электронная система ETIAS, которая практически заменит практиковавшийся до сих пор «дырявый» режим, обмануть эту систему будет трудно. Раньше украинцы постоянно нарушали правила, позволяющие оставаться в ЕС не более 3 месяцев. От них не требовали никаких подтверждений, денежных гарантий и целей визита. Многие заводили 2 загранпаспорта, в один вставляли шенгенскую визу (безвиз), а в другой — польскую визу, получить которую было очень легко. При завершении шенгенской, коротко въезжали на территорию Польши из Чехии или Германии и снова возвращались. Работали так годами, часто нарушали срок пребывания, и за это их не наказывали.
Теперь все будет намного строже. В соответствии с «Шенгенским пограничным кодексом» (Schengen border code) единственным обязательным документом для безвизового посещения стран Евросоюза станет биометрический загранпаспорт. Кроме того, европейские пограничники потребуют дополнительные документы, а именно:
— доказательство платежеспособности — наличная валюта (в расчете 45-50 долларов в сутки), выписка с банковского счета, дорожные чеки или кредитные карточки,
— документы, подтверждающие цель поездки,
— полис медицинского страхования,
— обратный билет (для подтверждения планов вернуться в Украину),
— пригласительное письмо от родственников или подтверждение брони на проживание,
— полис страхования гражданской ответственности (в случае путешествия по Европе на авто).
Для туризма или частных поездок будет необходимо:
— приглашение от хозяина жилья, если гость планирует остановиться у родственников или друзей,
— бронирование проживания (гостиница, хостел),
— обратный билет на Украину,
— план (маршрут) поездки.
Четкое выполнение этих требований (единую электронную систему не обманешь) сделает практически невозможной нелегальную работу в ЕС, которой занимались миллионы украинских гастарбайтеров. Пограничники будут контролировать цель визита и при малейших подозрениях попросят показать соответствующие бумажные или электронные документы. Заробитчане, которые нарушали правила въезда, теперь будут автоматически заноситься в электронный «черный список».
Похоже, что иллюзиям об интеграции украинцев в европейский рынок труда наступил конец. В самой Европе эпидемия коронавируса привела к резкому спаду экономической активности, без работы остались миллионы коренных граждан Евросоюза. В этих условиях для «чужих» гастарбайтеров остаются самые «грязные» ниши, типа сбора корнеплодов на полях, даже за стариками готовы ухаживать сиделки из периферийных стран ЕС — Болгарии и Румынии. Судя по всему, такая ситуация сохранится надолго.