После двух с половиной лет работы в качестве уполномоченного правительства ФРГ по отношениям с Россией и странами Восточной Европы политик из СДПГ Дирк Визе (Dirk Wiese) покидает свой пост. Уходя, он призывает к диалогу с Москвой.
Frankfurter Rundschau: Господин Визе, в деле Навального есть признаки того, что кукловоды находятся в государственном аппарате. Не следует ли сделать четкое заявление по этому поводу?
Дирк Визе: Россия — непростой партнер, у нас с ней подчас большие расхождения во мнениях. Нападение на Алексея Навального необходимо до конца расследовать, а виновных привлечь к ответственности. Без всяких оговорок. Тем не менее я против того, чтобы рисовать германо-советские отношения только в черных или белых тонах. К этому, к сожалению, склонны многие в общественных дебатах.
— Почему отношение к России имеет особое значение?
— Меня часто об этом спрашивают. С моей точки зрения, мы, немцы, несем особую ответственность за поддержание взаимоотношений с Россией. Она проистекает из гибели 27 миллионов советских граждан во Вторую мировую войну, в том числе многих русских людей. Однако российское руководство не всегда содействует нам в этом.
Но Россия — это не только Путин. Есть немало активистов в гражданском обществе, с которыми мы успешно сотрудничаем. Благодаря моим усилиям средств для такого сотрудничества стало больше. Тем самым мы вносим вклад в укрепление взаимопонимания представителей молодого поколения и, как я надеюсь, в развитие демократии в России.
— Но Путин — ведущий политик в России. И он не демократ и не тот, кто строго соблюдает международное право и права человека.
— В международной политике не приходится выбирать себе партнеров. Проблемы необходимо обсуждать, это бесспорно. Но, с моей точки зрения, важно просто говорить друг с другом. Особенно в таких сложных ситуациях, как нынешняя, хуже всего было бы, если бы Германия и Россия отказались разговаривать.
— Посмотрим на соседа России. Верите ли вы, что Белоруссия найдет в себе силы положить конец диктатуре мирными средствами?
— Я надеюсь на это и поэтому осуждаю насилие против демонстрантов и их аресты. За последние годы я пять раз побывал в Минске. И поэтому сейчас на меня производит глубокое впечатление, что люди там начали требовать большей свободы действий и честных выборов.
— Может ли Германии поддержать это демократическое движение?
— Да, но в тоже время нам нужно быть осторожными, ведь там утверждают, будто протесты инициированы Западом. Что, конечно, не так. Думаю, что Германия должна стать партнером всего белорусского общества и выступать в качестве посредника там, где это необходимо и имеет смысл.
Мы несем ответственность и перед Белоруссией, где вермахт разрушил бесчисленное количество деревень и где погибла треть населения. Мы всегда должны осознавать это.