Foreign Affairs (США): что на самом деле Россия задумала в отношении Белоруссии

И почему западные лидеры должны действовать

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва стремится к «мягкой аннексии», считает автор. Стратегия заключается в том, чтобы захватывать страну постепенно, начиная с экономической интеграции и единой валюты, затем политической интеграции через общую оборонную политику и заканчивая созданием полноценного союзного государства, что означало бы фактическое вхождение Белоруссии в состав России.

На фоне народных протестов против авторитарного режима Александра Лукашенко в Белоруссии западных лидеров беспокоит, как отреагирует Россия.

Было бы ошибкой считать, что силовое вмешательство несвойственно российскому президенту Владимиру Путину, который в интервью на государственном телевидении, отметил, что Лукашенко попросил его «сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов» на случай, если «ситуация выйдет из-под контроля». Но для Путина такой вариант действий в Белоруссии почти наверняка не является предпочтительным. Кремль вторгся на территорию Грузии и Украины и оккупировал их, чтобы не дать этим странам сменить геополитический ориентир и пойти на сближение с Западом. Но при этом кремлевские неоимпериалисты способствовали тому, что в сознании народов этих стран укоренилось идея сопротивления российской оккупации. А также усилилась народная поддержка идеи евроатлантической интеграции — особенно среди молодых грузин и украинцев. Москва с запозданием осознает, что никакая дезинформация не может переломить эти тенденции.

Поэтому у Путина в отношении Белоруссии есть другой план. Вместо того чтобы задействовать для оккупации белорусской территории «зеленых человечков», Москва стремится к тому, что мы называем «мягкой аннексией». Эта стратегия заключается в том, чтобы захватывать страну постепенно, не вызывая паники и недовольства, начиная с экономической интеграции и единой валюты, затем политической интеграции через общую внешнюю и оборонную политику и заканчивая созданием полноценного союзного государства, что означало бы фактическое вхождение Белоруссии в состав России.

Последние несколько лет Путин настаивает на том, чтобы Лукашенко подчинился этому плану, делая акцент на его экономической составляющей. Россия долгое время продавала Белоруссии нефть, предоставляя значительные льготы. В надежде заставить белорусскую экономику подчиниться Путин отказал Белоруссии в льготах. Помимо прочего, он ввел ограничения на экспорт белорусской сельхозпродукции в Россию. Сейчас под прикрытием существующего политического кризиса Москва направляет в Белоруссию самолеты с «политтехнологами», а также тайных агентов разведки, специалистов по кибероперациям, медиаконсультантов, пропагандистов и советников по вопросам безопасности. Это не «зеленые человечки», а скорее «серые человечки», и их специальность — политическая война. Их ближайшая задача — подготовить почву для мягкой аннексии.

Для достижения этой цели Кремлю нужно, чтобы у власти был Лукашенко — во всяком случае, пока. Советники, направленные ФСБ, Федеральной службой безопасности России, советуют белорусскому лидеру демобилизовать протестное движение путем сочетания массовых репрессий с конкретными угрозами в адрес лидеров оппозиции — например, угрозами отобрать у них детей и отправить в детские дома. Следуя проверенному московскому сценарию разжигания гражданского конфликта в других странах, российские политтехнологи предпринимают попытки вскрыть разногласия внутри протестного движения — между восточными и западными белорусами, между рабочими и интеллигенцией, между католиками и православными. Из Москвы прибыл десант российских телеведущих, которые должны убедить белорусов, что их национальное пробуждение — это не что иное, как иностранный заговор, и его лидеры являются иностранными агентами.

Пока белорусы на это не покупаются. Лукашенко оттолкнул простых граждан, назвав протестующих «крысами» и появившись на людях вместе со своим несовершеннолетним сыном в бронежилетах и неумело держа автоматы — что не совсем соответствует образу «человека из народа». Его легитимность подорвана — согласно опросам, тайно проведенным в Белоруссии неправительственной организацией, уровень его поддержки составляет менее 10%. И Кремль, похоже, знает об этом. Поэтому, пока Лукашенко занимается запугиванием лидеров оппозиции, кремлевские «серые человечки» незаметно берут под свой контроль белорусские силовые структуры, такие как КГБ, МВД и вооруженные силы.

В конце августа появились сообщения о том, что Лукашенко встретился в своей резиденции с высокопоставленным кремлевским чиновником. Вскоре после этого Путин, выступая перед СМИ, заявил, что Лукашенко «готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы, принятия новой конституции, проведения новых выборов и парламента, и президентских выборов на основе этой новой конституции». Как по команде, Лукашенко заявил белорусскому государственному информационному агентству, что готов к диалогу со студенческими и трудовыми коллективами по поводу конституционных поправок. Однако он подчеркнул, что никогда не вступит в диалог с лидерами протестного движения, заявив: «Я не говорю о бесчинствующих молодчиках, которые ходят по улицам и кричат, что они хотят диалога. Никакого диалога они не хотят».

Одновременный сигнал из Москвы и Минска ясен — грядут конституционные изменения и новые выборы, но на условиях Москвы. Предлагаемые поправки в конституцию проложат путь к более широкой экономической интеграции с Россией, но они, скорее всего, будут представлены как ослабление диктатуры Лукашенко. Например, расширение роли парламента вроде бы даст власть народу, но на практике позволит прокремлевским марионеточным партиям усилить свое влияние. И если будущий белорусский лидер окажется более независимым, чем Лукашенко, такие партии будут крайне необходимы Москве. Точно так же обещание провести новые выборы может показаться уступкой протестному движению, но Москве это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы выбрать дружественных Кремлю кандидатов, которые выдвинут свои кандидатуры.

Однако прежде чем они смогут реализовать свои планы, Лукашенко и Путин должны разрядить нынешний кризис. Лукашенко, скорее всего, в ближайшие недели усилит репрессии против лидеров протестного движения, а за кулисами ему будут помогать специалисты ФСБ. В то же время можно ожидать, что его режим начнет «диалог» с видными белорусскими деятелями — не лидерами протестного движения, а высокопоставленными политиками, на которых можно рассчитывать в продвижении прочных связей с Кремлем.

Лидеры Евросоюза, США и других западных демократий не должны попадаться в ловушку легитимации инсценированного диалога по такому сценарию. Им также не следует совершать ошибку, говоря с Кремлем о Белоруссии через головы белорусских лидеров протеста. Наоборот, они должны следовать принципу «ничего о Белоруссии без [настоящих представителей] Белоруссии за столом переговоров».

Более того, западные демократии должны оказывать активную поддержку в том, что касается национального гражданского пробуждения Белоруссии. Сегодняшнее протестное движение породило новое сознание, которое одновременно мобилизует и объединяет белорусов. Подобно польскому движению «Солидарность», зародившемуся 40 лет назад на судостроительных верфях Гданьска, это сознание объединяет рабочих и интеллигенцию, городское и сельское население — и в сегодняшней Белоруссии даже IT-грамотную молодежь и бабушек. Примечательно, что движение привлекло в свои ряды и некоторых представителей правящей номенклатуры.

Западные лидеры должны укрепить это движение, полностью приняв его лидеров и их требования: проведение новых выборов после мирного демократического транзита власти, немедленное прекращение террора и репрессий, снятие ограничений в отношении СМИ и освобождение политических заключенных. Белорусские граждане должны понимать, что именно они определяют свое будущее, и что Запад поддержит их суверенное право высказывать свое мнение и оказывать влияние на ситуацию в своей стране. Западные страны не могут и не должны вмешиваться в дела Белоруссии. Но в их распоряжении есть и другие инструменты, которые помогут определить исход нынешнего кризиса. Они могут ввести санкции против представителей режима Лукашенко проводящих репрессии, запретив им въезд в западные страны и заморозив их активы в западных юрисдикциях. Они могут разработать план восстановления экономики, который будет представлен на рассмотрение в случае успешного демократического перехода власти.

Слишком многие западные политики парализованы в ожидании того, что Россия вторгнется в Белоруссию или использует репрессивные меры для удержания Лукашенко у власти. Безусловно, Кремль не постесняется и не откажется от того, чтобы использовать свои скрытые рычаги для достижения своей цели — осуществления мягкой аннексии. Но он столкнется с ожесточенным сопротивлением со стороны белорусского общества. В этой ситуации западные демократии не могут бездействовать или, что еще хуже, поддерживать контролируемый Россией переход власти. Для белорусов такое молчаливое согласие было бы равносильно жестокому предательству их надежд, замене нынешнего диктаторского режима столь же жестокой диктатурой Кремля. Западные лидеры должны оказывать всемерную поддержку белорусскому демократическому движению и его лидеру Светлане Тихановской, а также создавать стимулы для политических сил страны, ожидающих, как будут развиваться события. И важно, чтобы такое решение было принято без колебаний.

 

Обсудить
Рекомендуем