Отчаянный проситель и великодушный крестный отец — таков был язык тела во время встречи между пошатнувшимся белорусским властителем Александром Лукашенко и сильным главой России Владимиром Путиным, фрагменты которой показывали по кремлевскому телевидению.
Оба автократа впервые встретились в понедельник после прошедших в августе фальсифицированных выборов в Белоруссии и последовавшего жесткого подавления белорусским режимом протестов за демократию.
На кадрах была также озвучена информация о российской помощи диктатору. Уже в скором времени Россия выделит Белоруссии кредит в размере 1,26 миллиарда евро, пообещал Путин после встречи. Кроме того, Белоруссия станет первой зарубежной страной, которая получит российскую (якобы) чудодейственную вакцину «Спутник V» против коронавируса.
Также Путин открыто одобрил выбранный Лукашенко курс — на протяжении месяца он проводит насильственное подавление протестов с участием до 150 тысяч человек против фальсификаций на президентских выборах. Из-за возмущения жестоким насилием со стороны милиции, в том числе против женщин, десятки тысяч людей в Белоруссии выходят на уличные протесты.
Важно своевременно начать работу по Конституции, отметил российский президент. Далее белорусы должны решить, примут ли они ее — и никто, кроме них — звучали притворные слова Путина.
При этом ни слова не было сказано об активной пропагандистской и логистической помощи, которую режим Путина уже оказывает диктатору в небольшой соседней стране.
И что же получает за это Путин? Ответ: все, что он хотел.
Недавние события показали, что Белоруссии «надо теснее держаться со своим старшим братом и сотрудничать по всем вопросам», сказал Лукашенко.
Этих слов правительство Путина добивалось на протяжении ряда лет!
Наблюдатели уже давно исходят из того, что Россия стремится к Союзному государству с Белоруссией, в котором у Лукашенко будет столько же власти, сколько у российских губернаторов или президентов небольших российских республик (например, Рамзан Кадыров в Чечне).
Кроме того, Лукашенко витиевато говорил о якобы необходимой обороне совместного пространства. Россия и Белоруссия должны готовить свои армии к тому, чтобы «не дай бог, противостоять» возможной внешней агрессии, заявил он.
Невообразимо: свою борьбу против пока что преимущественно мирных протестов против режима Лукашенко сравнил с войной Путина в Чечне в начале 2000-х годов. Тогда было убито от 50 до 160 тысяч человек.
Лукашенко сказал Путину: «Есть красная линия, вам тоже это знакомо и известно больше, чем мне, вам пришлось эти линии чертить по Чечне, когда вы стали еще совсем молодым президентом. Не дай бог, конечно, это в Беларуси. Есть определенные красные линии, которые никто не имеет права переходить».
По всей видимости, считая себя крайне великодушным, диктатор добавил: «Да и в субботу и воскресенье. Часть Минска мы освобождаем для того, чтобы люди могли, если у них есть желание, пройтись. Пока эти красные линии никто не нарушал».